«Дочка» En+ пожаловалась генпрокурору на дискриминацию при экспорте угля

Вывоз топлива из Иркутской области растет, но за счет других компаний
Алексей Орлов / Ведомости

Компания «Востсибуголь» (входит в основанную Олегом Дерипаской En+ Group) направила письмо в Генпрокуратуру с жалобой на несправедливое распределение лимитов на вывоз экспортных объемов угля в восточном направлении из Иркутской области. «Ведомости» ознакомились с документом, подлинность подтвердил источник, знакомый с его содержанием. Копия также была направлена компанией в ФАС.

«Востсибуголь» просит провести проверки должностных лиц минтранса и министерства экономического развития и промышленности Иркутской области, ответственных за установление квот на вывоз угля.

Несмотря на увеличение экспорта угля из региона в 2016–2022 гг., доля компании в общем объеме поставок ежегодно снижается, пишет в обращении к генпрокурору России Игорю Краснову гендиректор «Востсибугля» Евгений Мастернак. Согласно протоколу совместного совещания под председательством замминистра энергетики России Сергея Мочальникова, приоритетом при распределении объемов обладают компании, занимающиеся поставками как на внешние, так и на внутренние рынки, «Востсибуголь» отвечает этим требованиям, подчеркивается в письме.

Из представленных компанией статданных следует, что объем экспорта угля из Иркутской области в 2016–2022 гг. вырос в 2,3 раза до 3,28 млн т, при этом квота «Востсибугля» (вся она приходится на принадлежащий «Востсибуглю» разрез Черемховуголь) выросла лишь на 3,8%, с 943 700 до 979 800 т. Доля «Востсибугля» в экспортных отгрузках угля из региона при этом снизилась с 66,6 до 29,8%. В 2023 г. тенденция сохраняется, указывает компания.

Таким образом, происходит несправедливое распределение объемов поставляемого на экспорт угля, указывает Мастернак. Увеличение вывоза угля на экспорт из области, по словам топ-менеджера, происходит за счет других угольных компаний (Иретский, Забитуйский, Харанутский, Герасимовский и другие угольные разрезы), которые, по данным «Востсибугля», не обеспечивают в таких же объемах нужды региона.

Перечисленные компанией предприятия, по данным системы «СПАРК-Интерфакс», не входят в крупные угледобывающие холдинги и принадлежат частным лицам.

Из письма Мастернака следует, что в 2023 г. компания неоднократно обращалась в правительство Иркутской области, Минэнерго России и РЖД с просьбами «содействовать увеличению квоты вывоза до 2–2,4 млн т в год», но поддержки не получила.

Представитель РЖД заявил, что компанией «не предусмотрены какие-либо квоты по приему грузов к перевозке». «При наличии ограничений провозной способности Восточного полигона (БАМ и Транссиб) заявки согласовываются в строгом соответствии с временными правилами определения очередности перевозок, действующими в период приостановки действия правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре», – добавил собеседник.

Временные правила очередности перевозок грузов, которые приняты взамен ПНД, действуют с марта 2022 г. Они приняты для того, чтобы разгрузить Восточный полигон от низкомаржинальных грузов, в первую очередь угля, который по условиям ПНД имел приоритет перед более маржинальными для РЖД товарами (металлы, нефтепродукты, контейнеры и др.).

Особенно остро нехватка провозных мощностей на Восточном полигоне начала ощущаться после начала СВО на Украине и введения нескольких пакетов антироссийских санкций. В рамках ограничений европейцы отказались от импорта некоторых российских товаров в Европу и запретили российским судам заходить в европейские порты. Переориентация поставок основных сырьевых грузов (включая уголь, руду, сталь, углеводороды и проч.) с западного на восточное направление привела к усилению конкуренции со стороны грузоотправителей за доступ к мощностям железной дороги.

В декабре 2022 г. гендиректор РЖД Олег Белозеров и губернатор Кузбасса Сергей Цивилев подписали соглашение о вывозе из региона в 2023 г. не менее 53,1 млн т угля в восточном направлении. А в декабре 2021 г. президент Владимир Путин согласился с предложением «закрепить в приоритетном порядке» на 2022 г. вывоз на восток 18 млн т угля из Хакасии и Бурятии (по 9 млн т из каждой республики, в квоту Хакасии входит 0,4 млн т поставок угля из Тувы).

По словам представителя РЖД, сейчас приоритет в погрузке отдается грузам тех отраслей, которые «обеспечивают наибольшую занятость населения и вклад в ВВП». Преимущество имеет продукция, которая отправляется из ряда угледобывающих регионов, с которыми по поручению руководства страны заключены соответствующие соглашения, – Кузбасса, Якутии, Хакасии и Тувы, добавляет он.

Ранее Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) сообщал, что в случае снятия ограничений со стороны железнодорожной инфраструктуры добыча угля в России может вырасти к 2030 г. более чем на 20% по сравнению с 2022 г. до 525–526 млн т в год («Ведомости» писали об этом 8 декабря). По данным ИПЕМа, профицит мощностей по добыче угля в России составляет 20%.

Чем владеет «Востсибуголь»

«Востсибуголь» – основной производитель и поставщик энергетического угля в Иркутской области. В портфель активов компании входит семь разрезов – Мугунский, Азейский, Тулунский, Черемховский, Головинский, Ирбейский, Вереинский. Около 85% добываемого угля потребляется ТЭС «Иркутскэнерго» (также входит в En+). В 2020 г. (последние публичные данные) компания добыла 12,4 млн т угля, что исходя из данных Минэнерго соответствует 3% добычи в стране.

В Генпрокуратуре, ФАС, Минэнерго и En+ на момент публикации на запросы «Ведомостей» не ответили. Так же поступили в администрации Иркутской области.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отмечает, что «Востсибуголь» традиционно добывает «не самые ходовые» марки угля, поэтому экспортный потенциал компании ограничен. По его мнению, на фоне высокого спроса на уголь марок СС и ДКОМСШ за рубежом компания пытается увеличить их вывоз, но квоты «уже забрали другие региональные игроки».

Аналитик ФГ «Финам» Елена Юшкова считает, что в условиях дефицита железнодорожных мощностей региональные регуляторы пытаются поддержать более мелкие компании за счет снижения квоты «Востсибугля» для диверсификации рисков в отрасли и борьбы с монополизацией.

По оценке НРА, возможности увеличения квоты для «Востсибугля» «очень малы». Гришунин отмечает, что свободными для поставок остаются западное направление (в порты Юга и Северо-Запада России. – «Ведомости») и Казахстан. Но поставки в этих направлениях из Иркутской области невыгодны, считает аналитик. Борьба за мощности сети РЖД на востоке России продолжит обостряться, констатирует Гришунин.

Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов напоминает, что провозная способность Восточного полигона должна вырасти со 173 млн т в год в 2023 г. до 210 млн т к 2030 г. Рост на 37 млн т в год сопоставим с общим объемом транспортировки угля в порты Северо-Запада за 9 месяцев этого года (43,2 млн т), указывает Родионов. По его мнению, модернизация Восточного полигона должна снизить как конкуренцию за доступ к инфраструктуре БАМа и Транссиба, так и потребность в использовании альтернативных маршрутов для поставок угля в страны АТР. По оценке НРА, Восточный полигон начнет справляться с возросшими объемами перевозок примерно к 2026 г.