Транспортная инфраструктура приобретает особое значение

Чтобы переориентировать грузопотоки, необходимые новые пути – морские, железнодорожные, автомобильные
Максим Стулов / Ведомости

Антироссийские санкции, введенные в начале 2022 г., ударили по всем без исключения отраслям реального сектора. Грузопотоки были в короткие сроки переориентированы на новые маршруты, что привело к проблемам с пропускной способностью инфраструктуры, которая не была подготовлена к новым объемам перевозок. Из-за этого усилия властей были направлены на расширение пропускной способности инфраструктуры.

Рекордный объем инвестиций по итогам года будет направлен на расширение Восточного полигона РЖД – Транссиба и БАМа. На развитие главного маршрута для поставок в Азию экспортных товаров, в том числе угля, металлов, нефти, сельскохозяйственной продукции, на 2023 г. зарезервировано 250 млрд руб., что почти в 2 раза больше, чем в 2022 г. (138 млрд руб.). Затраты 2024 г. должны перекрыть и этот рекорд – они заявлены на уровне 400 млрд руб. На данный момент РЖД законтрактовала работы на объектах на 866 млрд руб. По итогам второго этапа (2018–2025 гг.) пропускная способность вырастет в 1,5 раза до 180 млн т грузов в год. Третий этап, который завершится в 2032 г., должен увеличить мощность магистралей Восточного полигона до 255 млн т.

Пожалуй, самый амбициозный проект последних лет – развитие Северного морского пути (СМП), грузопоток по которому должен вырасти с 34 млн т (2022 г.) до 238 млн т к 2035 г. Маршрут необходим в первую очередь для экспорта сырья – СПГ, нефти, руды – на азиатские рынки. Также он используется для доставки строительных материалов, продовольствия и других товаров жизнеобеспечения в районы Крайнего Севера. «Росатом», назначенный куратором этого проекта, возлагает надежды на развитие транзита по нему между странами Азии и Европы, но с учетом усиления санкционного давления на Россию перспективы этого варианта пока не просматриваются.

На 21 декабря грузопоток по маршруту во многом благодаря перенаправлению части нефтяного экспорта и стабильных поставок СПГ с проектов «Новатэка» побил исторический рекорд и достиг 35 млн т. Капиталовложения в проекты, связанные с СМП – как инфраструктурные, так и сырьевые, – оцениваются, согласно утвержденному правительством РФ плану развития СМП, в 1,8 трлн руб. до 2035 г.

Идея создания международного транспортного коридора «Север – Юг» существует с 2000 г., но после разрыва большинства экономических связей с Западом он стал одним из самых обсуждаемых проектов страны. Его развитие позволит перенаправить часть грузов, идущих в Азию, через порты Северо-Запада по более короткому маршруту – через Каспий и территорию Ирана к Индийскому океану. Впрочем, его роль в транспортном каркасе страны не стоит преувеличивать – к 2027 г. его пропускная способность должна вырасти с 10 млн до 15 млн т, что в разы меньше, чем мощности Восточного полигона или СМП. Но инвестиции в его расширение (портовая инфраструктура, строительство автомобильных и железных дорог) сложно назвать скромными – только с российской стороны они оцениваются в 250–280 млрд руб. к 2030 г. Общий объем инвестиций должен приблизиться к $38,2 млрд.

После обострения отношений с Евросоюзом России пришлось перенаправлять экспорт энергоресурсов, обеспечивающих доход бюджета, с запада на восток, что привело к рекордным объемам прокачки.

Газопровод «Сила Сибири» – ключевой маршрут экспорта газа, по которому Россия сейчас может наращивать поставки голубого топлива. «Газпром» в 2023 г. неоднократно сообщал, что суточная прокачка газа по газопроводу превышала контрактные обязательства и устанавливала рекорды. По итогам года экспорт по «Силе Сибири» достигнет исторического максимума в 22 млрд куб. м, говорил вице-премьер Александр Новак. После вывода объекта на проектную мощность и запуска других запланированных проектов («дальневосточный маршрут», «Сила Сибири – 2») поставки газа в Китай достигнут 100 млрд куб. м в год – правда, пока сроки реализации этих проектов не называют.

Нефтепровод ВСТО также стал одним из важнейших маршрутов для переориентации экспорта нефти на восток. Для увеличения прокачки по трубопроводу «Транснефть» в 2022 г. начала использовать противотурбулентные присадки, а в этом году на фоне роста прокачки впервые с 2016 г. использовать для поставок в порт Козьмино и железную дорогу. В результате в 2023 г. перевалка нефти в порту выросла на 1,4% до 42,6 млн т.

И наконец, ускоренное развитие такой большой страны, как Россия, невозможно обеспечить без развитой сети автомобильных дорог. К концу года завершилось строительство первой части скоростной автотрассы М12 («Восток»), соединяющей Москву и Казань. Трасса позволила сократить время в пути от столицы РФ до главного города Татарстана с 12 до 6,5 часа, плата за весь участок находится в пределах 5000 руб., максимально допустимая скорость в среднем составляет 110 км/ч. Время в пути на участке до Владимира сократилось с 4 до 2 часов. Длина магистрали составила 811 км, она обошлась бюджету в 900 млрд руб. В 2024 г. она будет продлена до Екатеринбурга и Тюмени.

Главный автотранспортный проект на юге России – дублер традиционно перегруженной трассы А147 Джубга – Сочи обещает быть почти в 1,5 раза дороже – он оценивается в 1,5 трлн руб. Он призван сократить время в пути до главного курорта страны, которое сегодня составляет около 10 часов по горному серпантину.