Затраты на госпрограмму по развитию транспорта в России будут падать

Это связано с отсутствием у бизнеса понимания планов государства по развитию инфраструктуры
Наибольший объем средств в рамках госпрограммы за пределами нацпроектов будет направлен на инфраструктуру/ Андрей Гордеев / Ведомости

Общие бюджетные и внебюджетные расходы в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» в ближайшие три года будут снижаться, следует из обзора аналитической компании Sherpa Group от 28 декабря. По расчетам аналитиков на основе данных федерального бюджета на 2024–2026 гг. и приложений к нему, к 2025 г. эти расходы упадут более чем на 40% относительно уровня 2022 г. и составят 1,54 трлн руб.

Основная причина такого снижения – резкое уменьшение ожидаемых внебюджетных вложений с 910–930 млрд руб. в 2022–2023 гг. до 160–180 млрд руб. в 2025–2026 гг. Падение связано с неопределенностью дальнейших инфраструктурных планов государства, от которой в большей степени страдает железнодорожная отрасль, подчеркивается в обзоре. В течение следующего года, по данным Sherpa Group, будут согласованы и утверждены новые объемы расходов, что может «немного сгладить негативный тренд».

Даже если вопрос с финансированием из внебюджетных источников госпрограммы в течение 2024 г. решится, ситуацию в отрасли это радикально не изменит, поскольку основная часть внебюджетных средств имеет квазигосударственный характер, указывается в обзоре. «В ближайшие три года сохранится дефицит частных средств в транспортных проектах, что связано с более жесткой денежно-кредитной политикой, чем в предыдущие периоды, возможной заморозкой капиталоемких инициатив и меньшим использованием инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП) в этой сфере», – полагают аналитики.

Федеральные расходы на госпрограмму вырастут с 1,32 трлн руб. в 2023 г. до 1,57 трлн руб. в 2026 г. Но средняя скорость роста в 6% будет близка к уровню инфляции или даже ниже, отмечается в обзоре. Вложения бюджетов регионов в госпрограмму ожидаются менее стабильными и в 2025 г. упадут до минимума (290 млрд руб.). Это связано с тем, что они во многом зависят от возможностей федерального бюджета и межбюджетных трансфертов, объясняют аналитики.

Госпрограмма «Развитие транспортной системы» была утверждена постановлением правительства № 1596 от 20 декабря 2017 г. Курирует ее первый вице-премьер Андрей Белоусов, ответственный исполнитель – Минтранс. Госпрограмма состоит из 29 федеральных проектов, охватывающих основные аспекты развития транспортного комплекса страны.

Некоторые из этих проектов позднее вошли в состав национальных проектов «Безопасные и качественные дороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Разделение трат, относящихся к госпрограмме и нацпроектам, было сделано на основе соответствующих бюджетных кодов, пояснила «Ведомостям» гендиректор Sherpa Group Александра Галактионова.

Наибольший объем средств в рамках госпрограммы за пределами нацпроектов будет направлен на инфраструктуру – от 617 млрд до 726 млрд руб. в год в следующую трехлетку, следует из обзора. Но доля инфраструктуры в общих расходах будет постепенно снижаться на фоне роста расходов на контрольно-надзорную деятельность в сфере транспорта. В 2024 и 2025 гг. они вырастут на 62% и 57% от ранее запланированных значений до 8,3 млрд руб. ежегодно.

Также вырастут затраты на обеспечение работы центральных аппаратов и территориальных органов Росавтодора, Росжелдора, Росавиации, Росморречфлота и самого Минтранса – суммарно на 24% до 38 млрд руб. в 2024 г. и на 21% до 37,2 млрд руб. в 2025 г.

Почти две трети инфраструктурных расходов госпрограммы за периметром нацпроектов придется на автодороги: в 2024–2026 гг. на них потратят 412,4 млрд руб., 390,2 млрд руб. и 472,3 млрд руб. соответственно. На 2-м месте по капиталоемкости железные дороги. На них в следующие три года потратят от 62,8 млрд руб. до 126 млрд руб. в год, следует из обзора.

Наибольшая динамика роста по вложениям относительно исходных планов зафиксирована в части пунктов пропуска через госграницу России. На их содержание, строительство, реконструкцию и техническое перевооружение в 2024, 2025 и 2026 гг. планируют израсходовать 29,3 млрд руб., 31,9 млрд руб. и 30,5 млрд руб. соответственно. Рост в 2–2,3 раза в 2024–2025 гг., вероятно, обусловлен новыми геополитическими реалиями, полагают аналитики.

«Ведомости» направили запрос в Минтранс.

Похоже, в текущих цифрах отражен эффект от некоторого пересмотра списка проектов, полагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «У нас есть ярчайший пример – строительство Тихоокеанской железной дороги, которое реализуется полностью за внебюджетные средства», – напомнил он. Речь идет об однопутной железной дороге протяженностью 531 км от Эльгинского угольного месторождения (принадлежит «А-проперти» Альберта Авдоляна) до строящегося порта на Охотском море в Хабаровском крае.

Кроме того, есть проект высокоскоростной магистрали Москва – Петербург, которая должна строиться с привлечением существенного объема внебюджетного финансирования, продолжил Бурмистров. По его словам, в 2024 г. вложения в инфраструктуру, вероятно, не будут выгодными из-за роста ключевой ставки ЦБ и стоимости заемных средств, но в более долгосрочной перспективе резкого снижения внебюджетных инвестиций в инфраструктуру не произойдет.