Доходы России от экспорта урана в США поднялись до максимума с 2020 года

Мировые котировки на сырье для АЭС уже превысили $100 за фунт
Донат Сорокин / ТАСС

Россия за 11 месяцев 2023 г. увеличила экспорт природного урана (закись-окись урана, U3O8) в США в денежном выражении до максимума с 2020 г., заработав более $1 млрд. Это следует из данных службы статистики США.

Объем поставок в денежном выражении в январе – ноябре оказался на 33% больше, чем за весь 2022 год, когда Штаты купили у России урана на $766 млн. При этом в ноябре 2023 г. Россия, по оценкам «РИА Новости», впервые с мая прошлого года (тогда импорт из РФ составил $177 млн) вернула себе статус крупнейшего экспортера урана в США.

В ноябре, как следует из статданных, США импортировали урана на общую сумму около $191 млн. На долю России пришлось более половины поставок, или $96 млн. Великобритания обеспечила 25% импорта ($48,6 млн), Япония – 22% (около $44 млн), Бельгия – 1% ($2,4 млн). После мая Россия занимала 3–4-е места по поставкам природного урана в Штаты. Основной объем покрывали Великобритания, Германия и Франция.

В октябре 2023 г. Россия экспортировала в США урана на $63 млн, в сентябре – на $32 млн, в августе – на $50,4 млн, в июле – примерно на $61 млн.

С 2014 г. поставки урана из РФ в Штаты ограничены годовой квотой в 20% от общего физического объема импорта урана в страну. Таким образом, несмотря на помесячные колебания, по итогам 2023 г. суммарный объем экспорта из нашей страны должен уложиться в эту квоту. Физический объем импорта урана в 2023 г. служба статистики США не уточняет.

Увеличение экспорта российского урана в США в денежном выражении наблюдается на фоне роста котировок на сырье на мировом рынке. В 2023 г. стоимость U3O8 на спотовом рынке выросла почти вдвое, превысив $91 за фунт (основные объемы традиционно закупались по долгосрочным контрактам). В этом году рост продолжился и котировки преодолели отметку в $100 за фунт. 15 января цена фьючерсов на уран достигла $104 за фунт – это максимум с сентября 2007 г. Абсолютный максимум цены урана был зафиксирован в мае 2007 г. – $140 за фунт.

Текущие цены существенно превышают уровни, которые фиксировались на рынке до произошедшей в марте 2011 г. аварии на японской АЭС «Фукусима-1», – порядка $70 за фунт и выше. После этого инцидента и последовавшей за ним остановки всех АЭС Японии котировки на U3O8 несколько лет снижались – вплоть до $18 за фунт в 2016 г. Затем началось постепенное восстановление. В 2021–2022 гг. спотовые цены ускорили рост, а с начала 2023 г. этот тренд стал еще более явным.

Агентство S&P Global Commodity Insights называло основным драйвером роста цен закупку урана финансовыми фондами. Например, канадский Sprott Physical Uranium Trust с начала года нарастил запасы на складах на 6,6% до 63,2 млн фунтов.

Другие факторы, способствовавшие ускорению роста цен, – ограниченный объем предложения (например, канадская Cameco понижала прогноз добычи урана на двух своих рудниках в 2023 г.) и геополитические риски, которые могут отразиться на поставках урана из России и Нигера («Ведомости» писали об этом 30 октября). В январе 2024 г. еще одним драйвером роста цены на уран стала планируемая корректировка производственных планов казахстанского «Казатомпрома».

«Росатом» с объемом добычи порядка 7100 т природного урана в год (данные за 2021 г.) занимает 2-е место в мире по объему добычи после казахстанского «Казатомпрома». В 2022 г. на «Росатом» приходилось около 14% мирового производства, следует из данных аналитической компании Ux Consulting (UxC) и годового отчета госкорпорации. «Росатом» добывает уран в Курганской области, Забайкалье и Бурятии, а также в Казахстане через компанию Uranium One.

По данным «Росатома», в 2022 г. производство урана в мире увеличилось на 6% до 50 400 т (т. е. добыча госкорпорации за прошлый год – примерно 7056 т). При этом, по расчетам UxC (указаны в отчете «Росатома»), мировые реакторные потребности в прошлом году составляли 63 500 т, а с учетом формирования запасов коммерческого и стратегического характера – 74 300 т.

Порядка 85% мировой добычи обеспечили девять компаний: «Казатомпром», китайские CNNC и CGN, входящие в «Росатом» «Атомредметзолото» (ведет добычу внутри России) и Uranium One, а также французская Orano, Cameco, узбекская «Навоиуран» и австралийско-британская BHP.

США стремятся снизить зависимость от российского урана. В декабре 2023 г. палата представителей конгресса США одобрила законопроект, запрещающий поставки урана, обогащенного в России, для американских АЭС до 2040 г. Но документ еще должен пройти через сенат, после чего его должен подписать президент страны Джо Байден. Но и в нем остались лазейки, которые позволят ввозить российский уран. По данным Bloomberg, законопроект допускает его импорт до 2028 г. по спецразрешениям, чтобы дать американским предприятиям время на поиск альтернативных поставщиков.

В декабре Bloomberg со ссылкой на источники сообщало, что «Техснабэкспорт» (бренд Tenex, входит в «Росатом») известил потребителей в США о готовности в инициативном порядке прекратить поставки урана. В «Росатоме» опровергали эту информацию.

В январе агентство Reuters со ссылкой на министерство энергетики США сообщало о поиске альтернативных предложений по поставкам урана для реакторов следующего поколения вместо топлива из РФ.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин обращает внимание на то, что рост в 2023 г. поставок российского урана обеспечен не за счет объемов, а благодаря росту цены. Он допустил, что на фоне дискуссий об ограничениях поставок урана из России покупатели в Штатах могут приобретать его впрок. По итогам всего 2023 года объем поставок, по оценке НРА, превысит $1,1 млрд. По оценке ФГ «Финам», он составит $1,05–1,08 млрд.

В 2024 г. в случае отсутствия новых санкций и иных запретов объем экспорта в США может составить от $900 млн до $1 млрд, так как ожидается коррекция цен на уран на фоне удешевления прочих источников энергии, указывает Гришунин. Аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев отмечает, что текущий рост цен на уран в значительной части спекулятивный, ему способствуют возрождение интереса в мире к развитию атомной энергетики на фоне декарбонизации и последствий энергетического кризиса 2022 г. Такой сильный рост цен не может продолжаться долго, поскольку реального дефицита урана на рынке нет, считает эксперт. По прогнозу НРА, котировки урана в этом году не достигнут максимума 2007 г., напротив, возможно снижение до $50–70 за фунт.

По мнению Гришунина, риски санкций в отношении российского урана в США есть, но эмбарго, вероятно, будет отсрочено. Это позволит Штатам оказывать давление на Россию, не прекращая закупок, полагает он. Сопоставимых по объемам экспортных рынков у России сейчас нет, но и США найти конкурентоспособное по цене топливо сейчас невозможно, поэтому более вероятна постепенная замена российских поставок, считает эксперт. Калачев также считает введение санкций маловероятным. Он напоминает, что рынок США самый большой по количеству действующих атомных энергоблоков (более 90) и в 2020 г. на него приходилось 50% продаж урановой продукции «Росатома».