Рынок кофе с собой вырос до рекордных 102,7 млрд рублей в 2023 году

Развитие этого сегмента замедляет конкуренция со стороны ритейла
Сергей Бобылев / ТАСС

Российский рынок кофе навынос увеличился на 21% в 2023 г. по отношению к 2022 г. и составил около 102,7 млрд руб., подсчитали для «Ведомостей» в компании Smart Ranking. По предварительной оценке аналитиков, в 2022 г. его оборот оценивался в 85 млрд руб., а в 2021 г. – в 57 млрд руб.

Лидерами по показателям выручки в 2023 г. станут Coffee Like, ожидаемый прогноз – 7 млрд руб. (+25%), Cofix с 5,7 млрд руб. (+15%) и One Price Coffee с 4,3 млрд руб. (+21%). Согласно прогнозу Smart Ranking, по итогам 2023 г. суммарная выручка топ-10 компаний составила около 20 млрд. Оценку экспертов подтвердили представители Coffee Like, One Price Coffee и Coffee Way (4-е место в рейтинге). Остальные кофейни из десятки на запрос не ответили.

До пандемии рынок кофе навынос был меньшего объема. Пока были ковидные ограничения, люди не могли сидеть в кофейнях и брали кофе с собой, что впоследствии стало привычкой, поясняют аналитики Smart Ranking. Затем этот сегмент начал бурно расти на фоне окончания пандемии и отмены масочного режима – даже в условиях экономических шоков, связанных как с локдауном, так и с уходом зарубежных брендов с российского рынка, говорится в исследовании. Высокий потребительский спрос позволяет бизнесу открывать больше новых точек, активно развивать франшизы. При этом крупнейшие игроки в сегменте стремительно наращивают свою долю, вытесняя или скупая мелкие компании за счет франчайзинговых программ, говорят аналитики компании. «Сегмент кофе навынос рекордно вырос в 2023 г., и мы ожидаем, что рост продолжится и в 2024 г.», – отмечает представитель Smart Ranking.

Об укрупнении сегмента кофе с собой свидетельствует не только рост выручки крупнейших компаний, но и количество открытых точек. Например, число точек лидера рейтинга – Coffee Like превысило 1000. Это сравнимо с показателем сети Rostic’s (бывшая KFC) – лидера среди фастфуда по количеству точек в России (около 1100 заведений). У «Вкусно – и точка» – около 900 предприятий.

Крупнейшие игроки рынка растут за счет географии присутствия и увеличения числа точек, говорят аналитики Smart Ranking. По данным на октябрь 2023 г., сеть Coffee Like насчитывала 1021 торговую точку (из них 1014 – франчайзинговые), One Price Coffee – более 370, Cofix имеет более 260 точек в России, Coffee Way – 212.

Темпы развития лидеров будут только нарастать, считает основатель и генеральный директор Coffee Way Family Сергей Бунцевич. «Как следствие, несетевым кофейням будет тяжеловато», – добавляет он. Бунцевич объясняет растущее потребление кофе навынос трендом на готовую еду и готовые напитки.

Для сегмента кофе навынос характерны общие тренды общепита, такие как консолидация рынка, отмечает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, основное давление на этот рынок будут оказывать в 2024 г. дальнейший рост цен на кофе из-за климатических факторов и дорогой логистики, дефицита персонала, а также активное развитие сегмента продаж готового кофе ритейлерами. Сейчас кофемашины устанавливают и «Пятерочка», и «Магнит» – их новый формат предполагает наличие пекарни и кофе-пойнта, указывает он.

По данным «Платформы ОФД», опубликованным в сентябре 2023 г., средняя цена чашки кофе (150–200 мл) в заведениях общепита в августе – сентябре прошлого года составила 166 руб., что на 11% выше, чем в 2022 г., и на 118% выше уровня 2016 г. Наибольший скачок средней цены произошел в 2022 г., когда она увеличилась на 61%.

Бурмистров ожидает, что крупнейшие сетевые франшизы будут иметь потенциал роста, а также очень быстро будет расти доля ритейлеров на этом рынке. Например, «Пятерочка» по числу точек, в которых продается готовый кофе с собой, уже существенно превосходит лидера рынка кофе навынос Coffee Like. Сейчас «Пятерочек», продающих кофе с собой, порядка 5200 более чем из 19 000, сообщил представитель X5 Group. В «Магните» на запрос «Ведомостей» не ответили.