Литий за год подешевел почти в 6 раз

В этом году котировки могут приблизиться к уровню себестоимости добычи
LUCAS AGUAYO ARAOS / Anadolu via AFP

Цены на литий на глобальном рынке продолжают снижаться и опустились уже до минимума с июня 2021 г., свидетельствуют данные Лондонской биржи металлов (LME) и ценового агентства Fastmarkets. Фьючерсы на гидроксид лития (LiOH) с доставкой до Китая, Японии и Южной Кореи, по данным биржи на 23 января, торговались по $14 660 за 1 т.

В 2023 г. металл подешевел в 5 раз до $16 580 за 1 т. В этом году падение продолжилось: с начала января 2024 г. цены на литий снизились еще на 11,5%. В общей сложности с декабря 2022 г. котировки упали в 5,8 раза. Тогда литий продавали по $85 000 за 1 т, а уже в январе 2023 г. цена опустилась до $83 800 за 1 т.

Максимальная цена лития была зафиксирована в апреле 2022 г. – $86 600 за 1 т.

Литий – одна из основных составляющих литий-ионных (Li-ion) аккумуляторных ячеек, которые применяются в производстве аккумуляторов, в том числе для электротранспорта. Цены на металл несколько лет росли одновременно с ростом спроса – благодаря увеличению популярности транспорта на электротяге и постепенному вытеснению двигателей внутреннего сгорания.

Но вслед за ростом спроса на литий в мире резко увеличилось и число проектов по его добыче. В 2022 г. мировое производство лития, по данным департамента промышленности, науки и ресурсов Австралии (крупный производитель металла), выросло до 737 000 т – на 43% по сравнению с 2021 г. В результате с января 2023 г. литий стал стремительно дешеветь.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин указывает, что сейчас на проектную мощность выходит ряд литиевых месторождений в Боливии, Аргентине и Чили, запущенных в 2021–2022 гг. Руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов отмечает, что дополнительным фактором, который спровоцировал снижение котировок в январе этого года, стала информация об открытии в китайской провинции Сычуань крупного литиевого месторождения с запасами 1 млн т.

Китай является мировым лидером по переработке лития: на долю страны приходится около 60% общемирового объема его производства, добавляет аналитик. Крупные запасы лития – до 14,8 млн т – также открыты в Таиланде, сообщало в январе 2024 г. правительство страны.

Одновременно на мировом рынке происходит замедление роста спроса на аккумуляторы для электромобилей, говорят эксперты.

Крупнейшим рынком электромобилей в мире является китайский. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, в 2023 г. в КНР продажи электромобилей выросли на 38% до 9,5 млн единиц. С 2014 г. в Китае для населения действовала программа субсидирования покупки машин на электротяге. Максимальный объем субсидии на машины с пробегом до 400 км составлял 12 600 юаней ($1772 по курсу на конец 2022 г.). Но программа завершилась 31 декабря 2022 г. Темпы роста спроса на электромобили существенно замедлились: в 2022 г. продажи увеличились почти вдвое год к году до 6,89 млн единиц.

Красноженов прогнозирует, что в 2026–2027 гг. на рынке лития возможен избыток предложения. По ожиданиям ряда аналитиков, в среднесрочной перспективе предложение лития может превышать спрос на 2–3%, уточнил он.

Цены на другие металлы, использующиеся в аккумуляторах, пока падают не так стремительно, как на литий. Кобальт в 2023 г. подешевел на 29% до $29 189 за 1 т, а с начала 2024 г. – еще на 4% до $28 114 за 1 т, следует из данных LME. Цена на никель в прошлом году снизилась на 46,5% до $16 250 за 1 т, в этом году котировки сократились на 3% до $15 780 за 1 т.

По оценке НРА, цены на литий могут опуститься до $6000–7000 за 1 т, т. е. до уровня себестоимости добычи металла горнорудным способом. Затем котировки несколько вырастут и к концу 2024 г. будут находиться на уровне $7000–8000 за 1 т, считает Гришунин.

Компания «Выгон консалтинг» в обзоре в апреле 2023 г. указывала, что средневзвешенная себестоимость по заявленным проектам производства лития из рассолов (методом выпаривания) составляет около $6570 за 1 т, по рудным – $6810 за 1 т. В целом же разброс составляет от $5000 до $11 000 за 1 т.

Фактором роста цены на металл может стать смягчение денежно-кредитной политики ФРС США, добавил Гришунин. Это приведет к росту цен на большинство металлов, в том числе и на литий, поясняет он.

Красноженов допускает задержку реализации ряда заявленных проектов по добыче и производству лития. Тем не менее спрос на металл будет расти и в ближайшие годы котировки могут продемонстрировать положительную динамику, которая будет зависеть от развития сектора электромобилей, считает он.

В России также запланирован ряд крупных проектов по добыче лития. Сейчас в стране наблюдается его существенный дефицит (это указано и в стратегии развития металлургической промышленности РФ до 2030 г.). В нашей стране есть мощности по переработке металла, но они зависят от импортного сырья, поскольку добыча в промышленных масштабах в России не ведется.

Металл используется в России для нужд атомной энергетики, выпуска литиевых батарей и других промышленных целей. В наиболее продвинутой стадии создание крупного предприятия полного цикла по выпуску Li-ion батарей «Росатомом». Завод мощностью 4 ГВт ч в год, или 50 000 аккумуляторов для электромобилей, госкорпорация строит в Калининграде.

В июле 2023 г. вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявлял, что Россия планирует полностью обеспечить себя литием к 2025 г. Цель будет достигнута за счет старта добычи в 2023–2030 гг. на целом ряде месторождений: Колмозерском (разработкой занимается СП «Норникеля» и «Росатома»), Полмостундровском («Халмек» и ПАО «Химико-металлургический завод»), Ковыктинском («Газпром»), Ярактинском (Иркутская нефтяная компания), а также на Завитинском, лицензия на которое пока не выдана. Кроме того, в июне 2023 г. «Росатом» подписал с боливийской госкомпанией Yacimientos de Litio Bolivianos рамочное соглашение о сооружении промышленного комплекса по добыче и производству карбоната лития в департаменте Потоси.

Пока цены на металл приемлемы для реализации проектов в России, считает Гришунин. Тем не менее скорость падения цены, по его мнению, может «отвратить инвесторов от новых проектов». В то же время задача по налаживанию добычи лития в нашей стране имеет стратегический характер и ее нужно решать при любом уровне цен, уверен аналитик.