Маркетплейсы зафиксировали бум продаж учебной литературы

Книжные магазины фиксируют снижение спроса на эту продукцию
Евгений Разумный / Ведомости

Продажи учебной литературы (рабочие тетради, атласы, контурные карты, тренажеры и т. д.) на маркетплейсах выросли в 2023 г. в денежном выражении в 2 раза по сравнению с 2022 г., следует из данных Wildberries и «Яндекс маркета». В Ozon воздержались от оценки динамики продаж учебной литературы в деньгах, но отметили, что в экземплярах продажи в январе – ноябре 2023 г. к аналогичному периоду выросли на этом маркетплейсе на 56%. В «Мегамаркете» от комментариев отказались. Абсолютные показатели по продажам не раскрыли все опрошенные маркетплейсы.

В топ-3 учебных книг по продажам в деньгах на Wildberries вошли тренажер «Таблица умножения. 2–3 класс» издательства «Вако», рабочая тетрадь для дошкольников «От А до Я» Елены Колесниковой от издательств «Просвещение» и «Бином», а также тренажер «ОГЭ 2024. Математика: 36 вариантов» издательства «Национальное образование». На маркетплейсе Ozon, как сообщил его представитель, лидируют материалы для подготовки к ОГЭ, учебники для 2-го класса, пособия по изучению иностранных языков. В топ-3 на «Яндекс маркете» – пособие «ЕГЭ 2023. Русский язык: 36 вариантов» Ирины Цыбулько от издательства «Национальное образование», рабочая тетрадь «Английский в фокусе. 5 класс» к серии учебников Spotlight издательства «Просвещение» и пособие «ОГЭ 2023. Математика: 36 вариантов» Ивана Ященко от издательства «Национальное образование».

В то же время в книжных сетях и магазинах продажи учебной литературы в рублях в 2023 г. упали. В московских книжных в январе – сентябре 2023 г. они снизились к аналогичному периоду 2022 г. в среднем на 12,2%, следует из Мониторинга состояния московского книжного рынка, проведенного Российским книжным союзом (РКС) в сентябре – октябре 2023 г. Представитель московского магазина «Библио-глобус» сообщил, что в сентябре – декабре 2023 г. продажи учебной литературы в нем сократились примерно на 10% к тому же периоду 2022 г. В крупнейшей в России книготорговой сети «Читай-город – Буквоед» отказались от комментариев.

В региональных книжных сетях «Дом книги» и «Книга плюс» продажи учебной литературы по итогам 2023 г. упали на 7,3%, фиксирует гендиректор компании – поставщика книг «Пегас» (сотрудничает с «Домом книги» и «Книгой плюс») Борис Мусташкин. В другой региональной сети – «Амиталь» за тот же период они снизились на 25%, говорит ее представитель.

В топ продаж в книжных магазинах в 2023 г., по данным РКС, вошли две части рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» Андрея Плешакова для 1-го класса от издательства «Просвещение», контурные карты и атлас «География 8 класс» (посвящен географическому пространству России) Натальи Ольховой и Алексея Приваловского от издательства «Просвещение», а также рабочая тетрадь «Математика. 1 класс» Марии Моро и Светланы Волковой тоже от издательства «Просвещение». Все они входят в официальную школьную программу. Интерес к контурным картам и атласам по географии с картами России вызван тем, что авторы корректировали их с учетом присоединения новых регионов, пояснил представитель РКС.

Динамику роста продаж учебной литературы на маркетплейсах, сопоставимую с «верхней границей» тех показателей, которые предоставили сами интернет-платформы, фиксируют и в группе компаний (ГК) «Просвещение». Эта ГК – лидер рынка учебной литературы в России: включает в себя одноименное издательство, а также корпорацию «Российский учебник», которая управляет издательствами «Дрофа», «Вентана-Граф» и т. д.

21%

от всех продаж бумажных книг в 2022 г., которые составили 75 млрд руб., пришелся на продажи учебной литературы

В 2022 г. продажи учебной литературы составили 21% от всех продаж бумажных книг в России, которые достигли порядка 75 млрд руб., следует из данных отраслевого доклада «Книжный рынок России» за 2022 г., подготовленного Минцифры. За 2023 г. данные министерством пока не были опубликованы. В ГК «Просвещение» воздержались от оценки объема рынка в 2023 г. Основу сегмента учебной литературы, как отмечает представитель РКС, составляют именно материалы для школ.

Все материалы, которые требуются в рамках учебного процесса и закреплены учебным планом, должны предоставляться учащимся за государственный счет, сообщил «Ведомостям» представитель Минпросвещения. «Контроль за потребностями школы и закупкой за бюджетные средства отнесен к полномочиям региональных и территориальных органов управления образованием», – добавил он.

Рынок учебной литературы отчасти формируется за счет того, что часть школ не проводит закупки рабочих тетрадей и других вспомогательных учебных материалов, знает оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова: «Но делают это школы не по собственной инициативе, а, как правило, потому, что средства для таких закупок не заложены в региональные и муниципальные бюджеты».

Кроме того, как говорит академический директор школы «Новый взгляд» Александр Кузьмин, родители часто покупают школьникам «вторые» рабочие тетради, потому что «первые» хранятся в классе: «Так ученики могут выполнять задания дома – для закрепления материала или ускоренного прохождения программы».

Основным драйвером продаж учебной литературы на маркетплейсах и сдерживающим фактором в книжных магазинах стал переход российских школ на единые общеобразовательные программы с 1 сентября 2023 г., считает представитель РКС. Учитывая то, что Минпросвещения разрешило школам перейти на новые учебно-методические комплекты в течение 2–3 лет, диапазон потенциального спроса на учебную литературу оказался слишком широким, знает он. Поскольку книжные магазины заказывают учебные пособия заранее, до начала «школьной кампании», полностью «просчитать» летом весь ассортимент, который будет активно продаваться осенью, оказалось «очень сложно», утверждает представитель РКС: «У маркетплейсов же нет никаких ограничений по наполнению линейки».

В то же время «разнонаправленная динамика» продаж на маркетплейсах и в книжных магазинах соответствует общим трендам дистрибуции на книжном рынке, считает директор департамента оптово-розничных продаж АО «Издательство «Просвещение» (основное юрлицо ГК «Просвещение») Александр Доттер. Именно интернет-магазины в 2022 г., по данным крупнейшей в России издательской группы «Эксмо-АСТ», стали лидерами по объему продаж бумажных книг среди других каналов дистрибуции (учитывались данные только по коммерческому рынку). Продажи через них выросли на 31% к 2021 г. до 39,1 млрд руб. Продажи книжных магазинов составили 28,9 млрд руб., что на 12% выше, чем в 2021 г. Данные за 2023 г. пока не были представлены.