Авиакомпании жалуются на сниженный ресурс свечей для импортных моторов Superjet

После дополнительных испытаний «Ростех» намерен увеличить срок их эксплуатации
Максим Стулов / Ведомости

Новые отечественные свечи зажигания для двигателей SaM146, стоящих на самолетах Superjet 100 (SSJ100), служат в несколько раз меньше импортных, поставлявшихся в Россию до санкций. Об этом рассказали «Ведомостям» два источника в авиакомпаниях – эксплуатантах Superjet и подтвердили два собеседника на авиастроительных предприятиях.

Речь идет о «неимпортозамещенном» варианте SSJ100, который выпускался до разрыва отношений с западными технологическими партнерами. До введения санкций после начала спецоперации на Украине на SaM146 ставили свечи американской Unison Industries. Они выдерживали 1000 часов эксплуатации, после чего по инструкции их необходимо было менять, говорят два источника в авиакомпаниях. По их словам, новые свечи производства Уфимского агрегатного производственного объединения (УАПО, предприятие «Ростеха») держатся до замены всего 100 часов. «Мы не знаем, сколько точно циклов могут выдержать российские свечи, возможно, их можно использовать и дольше. Но ресурс производителя мы обязаны соблюдать», – подчеркивает один из них.

Два источника – близкий к «Ростеху» и к его «дочке» Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) – подтвердили информацию о невысоком ресурсе отечественных свечей для двигателей SSJ100. «Это не говорит о том, что свечи не могут работать дольше. В авиации нормально выпускать изделие на рынок на минимальном ресурсе, чтобы подтвердить его в процессе эксплуатации и поэтапно увеличивать», – объясняет источник, близкий к госкорпорации.

Представитель «Ростеха» подчеркнул, что УАПО создало «надежную свечу зажигания» – раньше такие изделия в России вообще не производились. «Фактов выхода отечественных свечей из строя на сегодня не зафиксировано – это ключевой аргумент, который разбивает все инсинуации», – подчеркнул представитель госкорпорации. Он отметил, что на первом этапе «документально зафиксирован» более короткий срок эксплуатации, который в дальнейшем будет повышаться – это нормальная практика для авиации во всем мире.

Из-за низкого ресурса свечей авиакомпаниям приходится увеличивать расходы на их закупку. Сильнее всего это отразится в 2024 г. на авиакомпании «Россия», поскольку именно у нее самый большой парк SSJ100, говорит один из собеседников. На сайте перевозчика указано, что он эксплуатирует 78 таких самолетов. По словам источника, перевозчик планирует потратить на закупку свечей в 2024 г. около 900 млн руб. Таким образом, закупка свечей на один самолет в течение 2024 г. обойдется в 11,5 млн руб. В самолете единовременно используется четыре свечи – по две на каждый двигатель SaM146 (основная и резервная, для страховки).

Источник «Ведомостей» в одной из госструктур подчеркивает, что «Россия» активно использует инструменты господдержки отрасли (постановление правительства РФ № 301 от марта 2018 г. – «Ведомости»), в рамках которых бюджет компенсирует перевозчику 90% от стоимости комплектующих. «Отечественная свеча зажигания с учетом мер господдержки сегодня обходится перевозчику значительно дешевле американского оригинала», – утверждает он. Другой источник на авиапредприятии подтверждает, что авиакомпания фактически оплачивает только 10% стоимости импортозамещенных свечей для SaM146.

Представитель «Ростеха» отметил, что сравнивать цену на новый, только что запущенный в серию продукт и давно выпускающееся иностранное изделие также некорректно: крупная партия позволяет снизить себестоимость.

Представитель авиакомпании «Россия» отказался от комментариев «Ведомостям». Всего в стране сегодня эксплуатируется порядка 160 SSJ100. Они есть в парках авиакомпаний «Аэрофлот», «Азимут», «Ямал», «Ираэро», «Якутия», Red Wings, «Северсталь» и «Алроса». В них не ответили на запросы либо отказались от комментариев. «Ведомости» также направили запросы в Росавиацию и Минтранс.

Источник в другой авиакомпании утверждает, что себестоимость каждого запуска двигателя «увеличилась в разы»: если раньше она составляла несколько долларов США, то теперь – несколько десятков долларов. При этом он подчеркивает, что увеличение трат перевозчиков на свечи не приводит к кардинальному росту расходов на эксплуатацию самолета SSJ100.

Проблемы с комплектующими для двигателей SSJ100

После начала СВО на Украине в феврале 2022 г. и введения странами Запада санкций против российской авиаотрасли возникла проблема дефицита свечей зажигания для авиадвигателей. Зарубежные производители отказались поставлять их российским авиакомпаниям. Из-за этого в 2023 г. возник риск остановки части парка SSJ100, о чем рассказывали источники РБК. Одна свеча американского производства, по данным издания, стоила $1000–2000. В конце 2023 г. «Ростех» наладил выпуск свечей в Уфе и закрыл образовавшийся дефицит на авиарынке.

«Свечи не самая проблемная точка в этом самолете. В нем большое количество импортных агрегатов и комплектующих, требующих сейчас замены, включая проводку», – уточняет другой источник, близкий к одной из российских авиакомпаний. По его словам, практика назначения ресурсов изделий на Западе и в России отличается: зарубежные производители назначают для своей техники максимально возможный ресурс, а потом могут отозвать ее досрочно. Советский авиапром (правопреемником которого является Россия), напротив, всегда запускал в эксплуатацию изделия с минимальным ресурсом и увеличивал его по мере эксплуатации, объясняет он.

Представитель Минпрома говорит, что производитель самолетов SSJ100 (входящее в ОАК предприятие «Яковлев») для поддержания их летной годности в рамках субсидий по постановлению правительства № 301 формирует первоначальный запас авиационно-технического имущества («аптечки») в отношении каждого воздушного судна. Состав «аптечки», отмечает он, определяется по согласованию производителя с эксплуатантом и может включать в том числе свечи зажигания.

Эксплуатанты, по словам представителя Минпромторга, также могут компенсировать себе часть расходов на закупку расходников, работы по техобслуживанию судов, оплату услуг по сервисным соглашениям, договорам ремонта и обмена авиационно-технического имущества по постановлению правительства № 245 от февраля 2021 г.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отметил, что большое количество и летательных аппаратов, и их агрегатов запускается в эксплуатацию с относительно небольшим ресурсом, который подтверждается в ходе испытаний. Но по мере отработки конструкции и получения данных об эксплуатации лидерных (пилотных) образцов обычно удается увеличить ресурс.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов добавляет, что на первом этапе вывода российской техники на рынок невозможно рассчитывать на то, что она будет выдавать показатели иностранных аналогов. «Важно, что российский авиапром в принципе научился это производить. В текущих условиях первоочередная задача – обеспечить рынок техникой. Следующая – повышать уровень качества и снижать издержки», – считает он.