Российские компании в 2023 году продали рекордный объем фанеры в Китай

Наращивать поставки будет сложно из-за «премиальности» российской продукции
Владимир Смирнов / ТАСС

Экспорт российской фанеры в Китай в 2023 г. увеличился в 2,1 раза год к году до 239 200 куб. м, подсчитали в Рослесинфорге для «Ведомостей». По сравнению с «досанкционным» 2021 годом показатель вырос в 3,3 раза.

В денежном выражении поставки в 2023 г. увеличились в сравнении с предыдущим годом в 1,8 раза и составили $134,1 млн.

В 2023 г. Россия стала крупнейшим экспортером фанеры в Китай – на нее пришлось 81,6% в физических объемах, отметил гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырев. Общий объем импорта фанеры в Китай в 2023 г. составил 195 000 т на $206 млн, следует из данных Главного таможенного управления КНР. Из них 65% в денежном выражении и 84% в объемах пришлось на Россию.

Рост экспорта фанеры в КНР происходит на фоне антироссийских санкций Евросоюза (ЕС), введенных после начала СВО на Украине. С 10 июля 2022 г. действует запрет на поставки в ЕС российской фанеры, древесных плит и пеллет. В октябре того же года ЕС ввел эмбарго на ввоз целлюлозной массы и отдельных видов бумаги и картона из России.

До 2022 г. на ЕС приходилось более половины поставок российской фанеры за рубеж и одна шестая часть – на США, поясняют в Рослесинфорге. При этом в 2023 г. крупнейшими импортерами фанеры из РФ были Египет, Китай и Турция. Абсолютных данных по Египту и Турции Рослесинфорг не приводит. В компании WhatWood уточнили, что поставки фанеры в Египет из России составили около 337 000 куб. м, Турцию – 196 000 куб. м. Данные по Китаю несколько отличаются от предоставленных Рослесинфоргом: объем поставок в эту страну в 2023 г., по данным WhatWood, составил 244 000 куб м.

По оценке Рослесинфорга, общий экспорт фанеры из России в 2023 г. составил 1,4–1,6 млн куб. м, в 2022 г. – около 2 млн куб. м. Консультант отраслевого агентства WhatWood Игорь Новоселов также оценивает вывоз фанеры из России в 1,4 млн куб. м, а Богатырев – в 1,1 млн куб. м.

Прямой экспорт российской продукции в ЕС полностью прекратился, а в США – значительно сократился из-за введенной заградительной пошлины, добавляет представитель Рослесинфорга. На американском рынке российскую фанеру начали заменять испанской, крупнейшим поставщиком этой продукции в Соединенные Штаты, по данным WhatWood, остается Бразилия.

Вашингтон не вводил санкции в отношении российского лесопромышленного комплекса, но весной 2022 г. отменил так называемый режим наибольшего благоприятствования (предоставление таможенных и налоговых льгот) в торговле с Россией и Белоруссией. В результате импортная пошлина на российскую фанеру выросла с 0 до 50%. Но даже несмотря на это, ее экспорт в США не прекратился. В январе – июле 2023 г. российские компании поставили в страну 89 000 куб. м фанеры на $52 млн. Поставки в абсолютном выражении сократились на 65,9%, а в денежном – на 76,8% («Ведомости» писали об этом 15 сентября).

Segezha Group (контролируется АФК «Система») нарастила количество долгосрочных контрактов с китайскими компаниями на поставки фанеры, сообщил «Ведомостям» вице-президент по коммерческой деятельности компании Дмитрий Береснев. Топ-менеджер уточнил, что около половины произведенного компанией объема фанеры отправляется в КНР, на втором месте – внутренний рынок, на третьем – рынок Турции. Береснев добавил, что мировая экономика сейчас активно трансформируется и дальнейшая динамика поставок за рубеж «будет зависеть от объективных процессов развития глобальной индустрии, региональной концентрации и перегруппировки производств, предусматривающих использование в конечном продукте элементов из фанеры».

Китайский рынок является одним из ключевых для «Свезы», потому что железнодорожное сообщение с КНР – оптимальное с точки зрения сроков и стоимости перевозок, заявил представитель компании. По его словам, в 2023 г. «Свеза» поставила в Китай «около 20 поездов с фанерой», став одним из крупнейших поставщиков березовой фанеры в эту страну (объемы в кубометрах он не приводит). Компания уже несколько лет развивает свое присутствие в странах Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, добавил представитель «Свезы».

Представитель Череповецкого фанерно-мебельного комбината (ЧФМК) также подтвердили рост в 2023 г. объемов поставок фанеры в Китай. Но динамику и абсолютные значения объемов экспорта он не назвал. Помимо Китая ЧФМК считает перспективными рынки Ближнего Востока, Азии и Америки, уточнил он.

Производство фанеры в России в 2023 г. не изменилось относительно предыдущего года и составило около 3,2 млн куб. м, сообщил «Ведомостям» представитель Минпромторга. В Рослесинфорге оценивают объем производства в прошлом году в 3,3 млн т, Росстат приводил более точную цифру – 3,27 млн куб. м (-1,1% к уровню 2022 г.).

При этом внутреннее потребление фанеры по итогам 2023 г. выросло примерно на 20% к уровню 2022 г. до 1,7 млн куб. м, уточнили в Минпромторге. Там напомнили, что в сентябре 2023 г. началось производство большеформатной фанеры на заводе «Плитвуд» (СП «Вологодских лесопромышленников» и ЧФМК) мощностью 180 000 куб. м в год, а в феврале 2024 г. завершилась модернизация фанерного комбината «Свезы», что позволило увеличить его мощность на 52 000 куб. м в год до 200 000 куб. м.

По мнению Новоселова, российские фанерные комбинаты будут стараться нарастить поставки в Китай в 2024 г. и далее. Но российский продукт премиального качества и является нишевым из-за его стоимости, напоминает он. Кроме того, Китай сам является крупнейшим производителем фанеры, но дешевой и низкокачественной, уточняет Богатырев.

Средняя цена на российскую фанеру в Китае в 2023 г. упала на 14,8% к уровню 2021 г. до $560,4 за 1 куб. м, отмечает Богатырев. В конце 2023 г. средние цены на березовую фанеру из России в порту Тайцан составляли 2600–3000 юаней за 1 куб. м ($361–417 за 1 куб. м), добавляет Новоселов.

В подготовке материала принимал участие Александр Соколов