Российские авиакомпании почти на четверть снизили грузоперевозки в 2023 году

На них сказались конкуренция с перевозчиками из Китая и усложнение логистики
Марина Лысцева/ТАСС

Перевозки грузов и почты российскими авиакомпаниями в 2023 г. снизились на 23% по сравнению с 2022 г., следует из данных Росавиации, с которыми ознакомились «Ведомости». Всего в прошлом году отечественные эксплуатанты перевезли 467 373 т грузов. Из них 337 563 т – на внутренних линиях, 129 809 т – на международных.

Существенную роль в этом снижении сыграли показатели некогда крупнейшей грузовой авиакомпании России Air Bridge Cargo (ABC, входит в группу «Волга-Днепр»). В 2023 г. компания не возила грузы из-за невозможности выполнять рейсы в другие страны. В 2022 г. она перевезла 91 034 т груза, или 15% от всего объема перевозок российских эксплуатантов.

В июне 2022 г. власти Великобритании ввели персональные санкции против основателя группы «Волга-Днепр» Алексея Исайкина. Решение мотивировалось тем, что правительство России заключало с авиакомпанией контракты «на создание воздушных мостов для перевозки важнейших грузов». В частности, авиакомпания на своих самолетах возила технику для Минобороны, для энергетической и других ключевых отраслей экономики. В августе того же года Исайкин вышел из состава бенефициаров всех юридических структур «Волга-Днепр». Сегодня ООО «Авиакомпания «Волга-Днепр» на 99,89% принадлежит ООО «Волга-Днепр-Москва», капитал которой поделен (по 25%) между Игорем Аксеновым (гендиректор «Волги-Днепра»), Валерием Габриэлем, Сергеем Дьячковым и Вильданом Зиннуровым.

У ABC самый большой парк грузовых воздушных судов (ВС) среди российских компаний. На начало 2022 г. у нее было 18 широкофюзеляжных ВС – 17 Boeing 747 и один Boeing 777. До начала СВО на Украине АВС занимала 42% рынка авиационных грузоперевозок в России. Но в марте 2022 г. ей пришлось прекратить международные авиаперевозки из-за санкций Запада в отношении российской авиации, а достаточных объемов для перевозок внутри страны для продолжения деятельности не нашлось.

В начале 2023 г. менеджмент компании рассчитывал получить от «Ильюшин финанс» (лизинговая компания «Ростеха») первые российские самолеты – дальнемагистральные Ил-96-400-Т, но они так и не были переданы заказчику.

Представитель компании «Волга-Днепр» сказал «Ведомостям», что сравнивать показатели грузоперевозок 2022 г. и 2023 г. некорректно, так как в марте 2022 г. российская авиаотрасль перешла на новую модель развития. До введения санкций статистику во многом формировали транзитные грузы, составлявшие основу грузопотока, пояснил он. По словам собеседника, сейчас есть несколько стабильных авиамостов – в Китай, Индию и ОАЭ, через которые идут экспортно-импортные операции. Макроэкономические проекты и ожидания в части развития экономики РФ дают поводы для оптимизма в прогнозировании развития грузоперевозок, добавил он.

На 27% в прошлом году снизились грузоперевозки у материнской компании АВС «Волга-Днепр» до 21 352 т. В парке этой авиакомпании отечественные Ан-124-100 «Руслан» и Ил-76ТД-90ВД. Еще одна крупная грузовая авиакомпания, «Авиастар-ТУ», сократила объем перевозок в минувшем году на 30% до 36 949 т. Эксплуатант оперирует тремя самолетами Ту-204 (два из них в управлении «Почты России») и четырьмя Boeing-757.

Источник «Ведомостей», близкий к одной из грузовых авиакомпаний, говорит, что основные производственные мощности «Авиастар-ТУ» – иностранные Boeing-757 – находятся в двойной регистрации (в российском реестре и зарубежном. – «Ведомости»), поэтому летать за границу, откуда идет основной грузопоток, они не могут. Компания, по его словам, может использовать в международных перевозках Ту-204, которые летают из европейской части России в города Сибири, а оттуда в Китай. Он отмечает, что возить грузы из Китая напрямую в Москву невыгодно, так как на обратные рейсы их нечем загружать.

В пресс-службе «Авиастар-ТУ» говорят, что 2023 год был сложнее с точки зрения перевозок, чем 2021 и 2022 гг. Свою роль сыграло снятие ограничений на авиаперевозки в Китай и массовый выход китайских перевозчиков на российский рынок, что привело к сокращению объемов перевозок российскими компаниями из КНР в РФ вдвое, поясняют в компании. В результате растет стоимость авиаперевозок на внутрироссийском рынке, что ограничивает возможности отечественных грузовых компаний выполнять работу в регионах, добавляет собеседник.

На 2024 г. компания также прогнозирует сокращение объемов перевозок. Большая часть зарубежных рынков стала недоступна для перевозчиков из РФ из-за сокращения или разрыва торговых отношений, а также невозможности выполнения международных полетов на имеющихся самолетах, говорит представитель «Авиастар-ТУ».

Вместе с тем в 2023 г. выросли перевозки грузов крупнейшими пассажирскими авиакомпаниями, которые традиционно перевозят их в багажных отделениях своих самолетов. В частности, «Аэрофлот» увеличил этот показатель к предыдущему году на 13% до 137 983 т, «Победа» (вместе с «Россией» входит в группу «Аэрофлот») – на 20% до 55 181 т, «Ютэйр» – на 13% до 14 520 т.

Источник «Ведомостей», близкий к одной из пассажирских компаний, связывает рост грузоперевозок «Аэрофлота» с расширением зарубежной маршрутной сети этого перевозчика, который в 2023 г. очистил от двойной регистрации часть парка. Эти самолеты были выставлены на рейсы в Китай, страны Юго-Восточной и Средней Азии.

«Ведомости» направили запросы в Минтранс, Росавиацию, а также авиакомпании «Волга-Днепр», «Аэрофлот», «Победа», «Уральские авиалинии», «Ютэйр» и «Азимут».

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров указывает, что на перевозки грузов воздушным транспортом негативно повлияло усложнение логистических цепочек поставок ряда товаров и сокращение объемов трансграничной торговли. Речь идет о дорогих и технически сложных товарах – например, микросхемах и электронике, которые можно классифицировать как товары двойного назначения, поясняет эксперт. По его словам, поставщики переориентировались с прямых поставок в Россию на более сложные логистические цепочки, в которых воздушный транспорт уже не играет ключевой роли.

По мнению представителя Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики, российские авиалинии в 2024 г. будут наращивать объем перевозок по всем возможным на сегодня направлениям. «Поставка товаров авиафрахтом из стран, которые ввели санкции в отношении РФ, реализуется с перевалкой в зарубежных хабах и осуществляется иностранными авиаперевозчиками из нейтральных или дружественных стран. На данный момент возможности выхода российских авиаперевозчиков на этот сегмент рынка не просматривается», – добавил собеседник.