РЖД пожаловалась на дефицит локомотивов

Их не успевают ремонтировать в срок из-за нехватки персонала и импортных запчастей
Андрей Гордеев / Ведомости

В конце 2023 г. – начале 2024 г. «Российские железные дороги» (РЖД) столкнулись с дефицитом тяги на сети из-за длительного простоя локомотивов в ремонте. Госмонополия обратила внимание на проблему в отчете о погрузке за январь, сложности с ремонтом техники «Ведомостям» подтвердил представитель компании.

Собеседник отмечает, что ситуация «особенно обострилась» в IV квартале 2023 г. и сейчас РЖД старается «максимально быстро» решить эту проблему с сервисными компаниями. По его словам, номинально количества локомотивов хватает для освоения имеющейся грузовой базы. Но из-за большого объема ремонта и их длительного нахождения в сервисе возможности вывоза груза уменьшаются, поясняет он.

«РЖД формирует план перевозок, исходя из определенного уровня технической готовности локомотивов, т. е. доли времени, когда они должны находиться в работоспособном состоянии. По независящим от компании причинам этот показатель не выполняется», – подчеркивает представитель компании.

Сервисные компании должны обеспечивать коэффициент технической готовности (КТГ) локомотивного парка в 95%, к середине 2023 г. этот уровень в среднем снизился на 2 п. п. до 93%, поясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Есть ощущение, что сейчас КТГ еще ниже, отмечает он. В РЖД не уточнили КТГ по итогам декабря и января.

Процесс перевода локомотивного парка РЖД на обслуживание независимым сервисным компаниям начался в 2013 г. еще при прежнем главе компании Владимире Якунине. (покинул свой пост летом 2015 г.). Тогда в транспортной компании была принята соответствующая концепция, а годом позже РЖД заключила первые контракты со структурами производителей тягового подвижного состава – «Трансмашхолдинга» (ТМХ) и «Синара – Транспортные машины» (СТМ). Обслуживанием техники занимаются две компании – «Локотех» (ранее «ТМХ-сервис») и принадлежащий СТМ «СТМ-сервис». Первой тогда было передано 14 799 локомотивов на обслуживание, второй – 5000. Всего на сети РЖД сейчас около 20 000 единиц тягового подвижного состава всех видов.

Кроме того, РЖД постепенно перевела персонал своих локомотиворемонтных депо в штат «Локотеха» и «СТМ-сервиса».

«СТМ-сервис» обслуживает порядка 25% от общего парка локомотивов в России, они работают на Московском, Юго-западном и Северо-западном полигонах, говорит представитель компании. Абсолютных цифр по парку локомотивов он не приводит. КТГ варьируется в зависимости от серии локомотива и места его эксплуатации в диапазоне от 0,84 до 0,95, отмечает он. Представитель «СТМ-сервиса» подчеркивает, что критических проблем с простоем локомотивов в ремонте в периметре ответственности компании «выявлено не было».

«В декабре 2023 г. разные виды ремонтов показывали как рост простоев, так и снижение. А в январе этого года все показатели простоев всех видов локомотивов уже демонстрировали уверенное снижение от 2 до 36% по сравнению с тем же периодом прошлого года», – поясняет представитель «СТМ-сервиса». При этом сервисным компаниям пришлось пересматривать импортную номенклатуру запчастей для ремонта локомотивов – смазки, подшипники, электронные компоненты и проч., добавил он.

На сервисном обслуживании «Локотеха» сейчас находится порядка 22 900 секций локомотивов, говорит представитель компании (сегодня на сети в основном работают локомотивы, состоящие из 2–3 секций. – «Ведомости»). КТГ для них, уточняет представитель сервисной компании, рассчитывается каждый месяц и зависит от серии локомотива и объема производимого ремонта. «Мы пересмотрели технологию ремонта, увеличили численность персонала, изменили подходы к управлению товарно-материальными ценностями. Для привлечения специалистов дополнительно организована работа мобильных бригад вахтовым методом. Также при необходимости осуществляется командирование сотрудников из других сервисных депо», – поясняет собеседник. Наиболее сложными с точки зрения ремонта, по его словам, являются локомотивы, выпущенные до 2014 г.

95%

согласно нормативам РЖД составляет максимальный коэффициент технической готовности тягового подвижного состава, который должны обеспечивать сервисные компании

Больше всего от простаивающих в ремонте локомотивов страдает Свердловская железная дорога, утверждает источник «Ведомостей», близкий к РЖД. По его словам, основные претензии монополии обусловлены низким качеством техники ТМХ и ее обслуживания. При этом формально сервисные компании соблюдают КТГ, утверждает он. Поломки, как правило, случаются в пути следования, что на этот показатель не влияет, поскольку КТГ учитывает факт выхода локомотива на линию, поясняет собеседник.

Во второй половине 2022 г. в отрасли начал ощущаться дефицит кадров, который усугубился в 2023 г., отмечает Бурмистров. Вымывание рабочей силы произошло из-за частичной мобилизации и тех 500 000 человек, которые подписали контракты с Минобороны, поясняет эксперт.

На проблемы с уровнем технической готовности локомотивов влияют и сложности с поставками запчастей из недружественных стран, добавляет Бурмистров. Сейчас активно вводится в эксплуатацию импортозамещенная техника, но нужно время, чтобы справиться с «детскими болезнями» и насытить парк нужным объемом локомотивов, указывает аналитик. В 2023 г. РЖД закупила 557 новых локомотивов на 129 млрд руб., в том числе 310 электровозов и 247 единиц тепловозов, сообщала компания. Все они отечественного производства – ТМХ и СТМ.

Президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин отмечает, что проблема с обслуживанием локомотивов впервые возникла после 2016 г., когда РЖД окончательно перешла на сервисные контракты с поставщиками локомотивов вместо их ремонта своими силами. «Если судить по количеству так называемых брошенных поездов на сети, ситуация с нехваткой локомотивов не меняется последние года четыре. Порядка четверти поездов оказываются отставленными от движения из-за отсутствия тяги и локомотивных бригад», – говорит Иванкин. Выходом из ситуации, по его мнению, мог бы стать возврат к практике ремонта локомотивов силами РЖД.

Непосредственно на погрузку отсутствие локомотива в моменте не влияет, но дает монополии возможность ссылаться на проблему с тягой в качестве одной из причин невывоза грузов, указывает он. Ранее сообщалось, что погрузка на сети РЖД в январе 2024 г. уменьшилась на 4,3% к тому же месяцу прошлого года до 94,8 млн т, в 2023 г. снижение составило 0,2% год к году до 1,23 млрд т.