Россия в 2023 году кратно увеличила поставки платины и палладия в Китай

Спрос на драгметаллы стимулирует рост автомобильного сектора в этой стране
ALEXANDER MANZYUK / Anadolu via AFP

Экспорт платины из России в Китай вырос в 2023 г. в 2,8 раза по сравнению с показателем 2022 г. до 25,1 т, палладия – в 1,7 раза до 15,7 т. Об этом свидетельствуют данные Главного таможенного управления (ГТУ) КНР.

В денежном выражении поставки российской платины на китайский рынок составили $826 млн, увеличившись в 3 раза год к году, палладия – выросли на 30% до $763 млн.

Всего Китай в 2023 г. импортировал 101,7 т платины, что на 18% больше, чем в 2022 г., импорт палладия снизился на 6% до 26,2 т. Доля России в импорте платины в КНР увеличилась с 10% в 2022 г. до 25% в прошлом году, в импорте палладия – с 34 до 64%.

Крупнейший российский производитель и экспортер платины и палладия – «Норникель». В 2023 г. компания снизила выпуск палладия на 4% до 2,7 млн тройских унций (около 84 т), производство платины выросло на 2% до 664 000 унций (около 20 т). Компания объяснила разноплановую динамику изменением соотношения металлов в структуре перерабатываемого сырья.

Сейчас «Норникель» увеличивает объем поставок продукции на азиатский рынок на фоне усиления давления на Россию со стороны стран Запада после начала СВО на Украине. В первом полугодии 2023 г. доля Европы в структуре продаж компании (в том числе поставок никеля, меди и других металлов) снизилась с 51 до 25%, следует из финотчетности по МСФО. Доля Азии, соответственно, увеличилась с 27 до 49%. Доля Северной и Южной Америки в первом полугодии прошлого года составила 14%, России и СНГ – 12%. Общая выручка «Норникеля» от продажи металлов в январе – июне 2023 г. составила $6,8 млрд, что на 21% меньше показателя за аналогичный период 2022 г.

При этом основной акционер и президент «Норникеля» Владимир Потанин в марте 2023 г. заявлял, что компания продолжит бороться за сохранение позиций на традиционных рынках и планирует вернуться на них после периода нестабильности. В отношении «Норникеля» в рамках санкционной войны прямых ограничений введено не было, но США и Великобритания ввели персональные санкции против Потанина.

Давление осуществляется и на другие предприятия отрасли. Так, Лондонская ассоциация металлов платиновой группы (LPPM) в марте 2022 г. отозвала статус Good Delivery («надежная поставка») у Приокского завода цветных металлов и Красноярского завода цветных металлов имени В. Н. Гулидова («Красцветмет»), которые производят в России платину и палладий в слитках. В 2023 г. Великобритания также повысила таможенные пошлины на российские платиноиды до 35%, а США – до 70%.

Россия занимает около 40% мирового рынка палладия, напоминает руководитель аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов. Доля РФ в мировом производстве платины, по данным ИК «Велес капитал», составляет 12–13%. По оценкам НРА, Россия занимает второе место в мире по добыче платины с годовым объемом около 20 т. Другие крупные производители – ЮАР (140 т) и Зимбабве (15 т).

По словам Красноженова, рост поставок платины и палладия в Китай связан прежде всего с высокими темпами развития автомобильного сектора в этой стране (металлы используются в производстве катализаторов двигателей внутреннего сгорания – ДВС). Около 80% потребления палладия в мире приходится именно на производство автомобильных катализаторов, добавляет он.

7 февраля агентство Reuters со ссылкой на данные китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM) сообщало, что продажи новых автомобилей в КНР в январе 2024 г. выросли на 48% по сравнению с январем прошлого года до 2,4 млн единиц. При этом продажи новых электромобилей составили 29,9% от общего количества реализованных машин.

В прошлом году, по данным CAAM, продажи автомобилей в Китае превысили 30 млн штук, что на 12% больше, чем годом ранее. По словам Красноженова, наибольшей популярностью в Китае пользуются гибридные модели, для производства которых нужно еще больше палладия, чем для машин с ДВС. Эксперт добавляет, что в последние годы на спрос и, соответственно, цены на этот драгметалл оказывало влияние активное замещение автомобилей с ДВС электромобилями, где палладий почти не применяется.

Аналитики Deutsche Bank в январском обзоре прогнозировали, что платина будет постепенно вытеснять палладий в автомобильной отрасли. По оценке инвестбанка, спрос на палладий снизится в 2024–2025 гг. на 270 000–300 000 унций, в то время как спрос на платину уменьшится лишь на 40 000–60 000 унций. Это может привести к тому, что платина начнет торговаться с премией к палладию уже в 2025 г., прогнозирует Deutsche Bank.

Управляющий директор рейтингового агентства НРА Сергей Гришунин отмечает, что сейчас рынок платины «находится в депрессии», так как на стоимость металла оказывают давление ставки по гособлигациям США и ожидание ухудшения ситуации на мировых финансовых рынках.

Стоимость фьючерсов на палладий на бирже Сomex (США) с начала 2023 г. снизилась на 49% и 7 февраля находилась на уровне $923 за унцию. По прогнозу Красноженова, в среднесрочной перспективе цена на палладий может восстановиться до $1200–1300 за унцию. Цена на платину, по данным Сomex, с начала 2023 г. снизилась на 18% до $891 за унцию. Гришунин прогнозирует, что в 2024 г. стоимость платины стабилизируется на уровне $950–1000 за унцию.

В 2024 г. поставки платины и палладия из России в Китай вырастут еще 10–20% в годовом выражении, прогнозирует Гришунин.