Американская Rapaport предупредила об угрозе рынку бриллиантов из-за санкций

Компания предлагает изменить подход к сертификации драгоценных камней
На 1 февраля ценовой индекс RAPI для бриллиантов массой 1 карат упал на 19,3% и составлял 6 пунктов/ Евгений Разумный / Ведомости

Американская компания Rapaport, владеющая крупнейшей в США площадкой по торговле бриллиантами RapNet, раскритиковала подход стран G7 (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония) к сертификации и отслеживанию алмазов и бриллиантов в рамках антироссийских санкций. Это следует из письма, которое компания разослала участникам рынка. «Ведомости» ознакомились с документом.

По данным источника в одной из трейдинговых компаний, письмо получило более 7000 участников рынка по всему миру. «Ведомости» направили запрос в Rapaport.

В письме председатель Rapaport Group Мартин Рапапорт раскритиковал так называемый «Алмазный протокол G7», разработанный Всемирным алмазным советом и странами G7. Он, в частности, предусматривает правила, ограничивающие торговлю бриллиантами российского происхождения в США, и обязывает внешнеторговые организации – такие, как Dubai Multi Commodities Center в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и индийский Совет по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий (GJEPC), – проверять и подтверждать соблюдение санкций их членами. Рапапорт считает разработанные G7 требования «излишними», создающими риски для бриллиантового рынка в США.

Проект документа, получивший название «Алмазный протокол G7», был разработан в 2023 г. в ходе согласования странами «семерки» санкций против алмазодобывающей отрасли России. Ограничения вступили в силу 1 января 2024 г. и предусматривают запрет на импорт непромышленных алмазов (камней ювелирного качества) и бриллиантов, «добытых, обработанных или произведенных в России». С 1 марта запрет также распространится на импорт российских камней, обработанных в третьих странах.

При этом страны G7 планируют к 1 сентября 2024 г. разработать и ввести систему отслеживания и сертификации драгоценных камней. Ключевую роль в сертификации будет играть Бельгия, так как бельгийский Антверпен является одним из наиболее крупных центров мировой торговли алмазами, говорил в декабре 2023 г. премьер-министр Бельгии Александр де Кроо. По данным бельгийского издания Soir, участники алмазного рынка должны разработать инструментарий для проверки камней, а бельгийское правительство займется их сертификацией.

Рапапорт в письме подчеркивает, что Бельгия использует свое доминирующее положение на рынке, настаивая на том, чтобы через нее проходили все драгоценные камни, поступающие в США. Но такой подход, по его мнению, «уничтожит малые и средние ювелирные предприятия» в стране. Сужение количества каналов поставок камней повысит их стоимость и ограничит поток алмазов, поступающих на рынок США, предупреждает глава Rapaport Group в письме. Напомним, США являются крупнейшим импортером бриллиантов, на эту страну приходится порядка 40–50% мирового спроса. По данным Rapаport, сейчас эта доля превышает 50%.

Вместо механизма, разработанного G7, компания предлагает собственный «Алмазный протокол». Он предусматривает подписание декларации между импортерами и экспортерами алмазов в США, подтверждающей, что поставляемые алмазы получены не из России. Правом проверки источников поставок камней в США должны быть наделены государственные учреждения этой страны, говорится в письме. Никаких проверок алмазов и бриллиантов после пересечения границы США быть не должно, считают в Rapаport.

Рапапорт в своем послании говорит о намерении развернуть «политическую кампанию» и на неделе с 12 февраля обратиться с соответствующими предложениями в правительство США.

При этом США 8 февраля 2024 г. вслед за G7 также объявили об ужесточении правил поставок алмазов и бриллиантов. Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) минфина США сообщило о введении с 1 марта 2024 г. запрета на поставки из России непромышленных алмазов массой от 1 карата и ювелирных изделий с бриллиантами российского происхождения. С 1 сентября запрет распространится на алмазы массой от 0,5 карата («Ведомости» писали об этом 9 февраля).

Управляющий директор Viree Diamond Club Dubai Ксения Костина пояснила «Ведомостям», что с 1 марта все компании, торгующие в США бриллиантами и ювелирными изделиями с бриллиантами, обязаны будут выдавать формы соответствия (декларации), подтверждающие, что бриллианты сделаны не из российского сырья.

Руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов поясняет, что предложенный G7 вариант предусматривает, что сначала все алмазы должны идти на сертификацию в Бельгию и лишь после подтверждения их нероссийского происхождения возвращаться производителю. Такой подход существенно замедлит процесс торговли и увеличит себестоимость камней, уверен эксперт (на сколько именно, он не уточняет).

Как вводились санкции против российских алмазов

«Алроса» попала в санкционный список США еще в конце февраля 2022 г. Затем от российских алмазов и бриллиантов стали отказываться крупные международные ювелирные ритейлеры – Tiffany, Richemont и др. В марте 2022 г. президент США Джо Байден подписал указ о запрете импорта из России алмазов непромышленной категории и бриллиантов, но он не распространялся на камни, огранка которых была произведена за пределами России. ЕС запретил импорт алмазов и бриллиантов из России в декабре 2023 г. в рамках 12-го пакета антироссийских санкций. Ограничения вступили в силу с 1 января и распространяются в том числе на алмазы, ограненные в третьих странах. В санкционный список ЕС также была внесена «Алроса».

На Россию приходится примерно треть добычи алмазов в мире. По последним данным Кимберлийского процесса (организация алмазодобывающих стран и стран – импортеров алмазов), в 2022 г. мировое производство алмазов увеличилось на 1% до 120 млн каратов, а Россия увеличила производство на 7% до 41,9 млн каратов. Экспорт российских алмазов при этом упал на 24% до 36,7 млн каратов. Мировой экспорт алмазов (с учетом реализуемых запасов) сократился в 2022 г. на 21% до 331,5 млн каратов.

Более 90% добычи алмазов в России приходится на «Алросу». При этом компания большую часть алмазов продает в необработанном виде: в 2021 г. выручка от продажи бриллиантов составила лишь 5%, или $192 млн, при общей выручке $4,2 млрд. За первое полугодие 2023 г. чистая прибыль компании снизилась на 35% до 55,57 млрд руб., выручка осталась на уровне 187,8 млрд руб. По итогам прошлого года «Алроса» сократила добычу алмазов к предыдущему году на 2,8% до 34,6 млн каратов. «Ведомости» направили запрос в «Алросу».

Костина отмечает, что Rapаport не выступает против антироссийских санкций как таковых. Но в нынешнем виде, по ее словам, ограничения на поставку алмазов и бриллиантов вредят не только российской «Алросе», но и другим участникам рынка – индийским, африканским, американским компаниям. Красноженов добавляет, что сектор огранки алмазов имеет рентабельность на уровне 3–5% и сертификация G7 может «привести к отрицательной рентабельности» этого бизнеса.

Крупные аукционы по продаже алмазов проходят в Антверпене (Бельгия), Дубае (ОАЭ), Нью-Йорке (США), Гонконге, Мумбаи (Индия) и Рамат-Гане (Израиль). При этом огранка порядка 90% алмазов производится в Индии.

В 2023 г. цены на алмазы и бриллианты на мировом рынке снижались. По данным Rapaport, в июне 2023 г. цены на бриллианты массой 1 карат упали до минимума с ноября 2020 г. Бриллианты дешевеют на мировом рынке с весны 2022 г., когда индекс цен на бриллианты IDEX достиг исторического максимума – 158,4 пункта. С января по декабрь 2023 г. IDEX снизился на 16,5% до 109,8 пункта, на 9 февраля 2024 г. он составлял 109,7 пункта. Anglo American, контролирующая крупнейшего производителя алмазов De Beers, в отчете за 2023 г. сообщала, что консолидированная средняя цена реализации алмазов снизилась на 25% до $147 за 1 карат.