Власти Австрии хотят разорвать долгосрочный контракт с «Газпромом»

Но в OMV заявляют, что для этого пока нет юридической базы
JOE KLAMAR / AFP

Австрия рассмотрит варианты расторжения действующего до 2040 г. договора «Газпрома» с нефтегазовым гигантом OMV. Об этом 12 февраля заявила министр энергетики Австрии Леонора Гевесслер. По ее словам, доля России в австрийском импорте газа выросла с 76% в ноябре 2023 г. до рекордных 98% в декабре. «Рынок и энергетические компании, которые являются его частью, не выполняют своих обязанностей по снижению зависимости от российского газа. Диверсификация нашего импорта газа продвигается слишком медленно», – заявила Гевесслер (цитата по Reuters).

По ее словам, минэнерго Австрии поручило аналитическому центру Wifo к лету этого года подготовить исследование об экономических последствиях расторжения контракта и рисках сохранения зависимости от российского топлива. «Мы должны подготовиться к выходу из долгосрочных контрактов OMV», – подчеркнула министр.

Представитель OMV сообщил «Ведомостям», что российский газ не попадает под действие санкций Евросоюза (ЕС) и импортируется из нескольких стран по трубопроводам или в виде сжиженного природного газа (СПГ). «Если законодатели хотят отказаться от российского газа, для этого необходимо создать правовую основу», – подчеркнули в компании. Там уточнили, что уже диверсифицируют источники голубого топлива и готовы поставлять своим клиентам 100% газа нероссийского происхождения.

«Ведомости» также направили запрос в «Газпром».

Австрийское минэнерго ранее заявляло о своих намерениях обязать компании, которые продают газ в стране, сокращать долю российского газа в поставках. Гевесслер подчеркнула, что правовая основа для такого требования «будет изучена», но для принятия этой инициативы нужны две трети голосов в парламенте.

В 2018 г. OMV и «Газпром» продлили действие контракта на поставку российского трубопроводного газа в Австрию с 2028 до 2040 г. В феврале этого года председатель правления OMV Альфред Штерн заявлял, что контракт с «Газпромом» предусматривает условие take-or-pay («бери или плати») и компания не может игнорировать его «без веской причины».

Несмотря на усиление антироссийских санкций из-за СВО на Украине в 2022–2023 гг., ЕС пока не вводил специальных ограничений в отношении поставок газа из России.

До начала СВО Австрия входила в пятерку крупнейших потребителей российского трубопроводного газа в ЕС. Согласно последним публичным данным «Газпрома», она купила 13,2 млрд куб. м в 2020 г. и 5,4 млрд куб. м в первом полугодии 2022 г. Другими крупными импортерами до СВО были Германия (45,8 млрд куб. м в 2020 г.), Италия (20,8 млрд куб. м), Франция (12,4 млрд куб. м) и Нидерланды (11,8 млрд куб. м). При этом Германия, Франция и Нидерланды прекратили импортировать газ из России в 2022 г.

Заявление Гевесслер прозвучало на фоне проблем OMV с активами в России. В январе 2024 г. президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому российские активы OMV и немецкой Wintershall Dea должны быть принудительно проданы российским собственникам. OMV владеет 25%-ной долей в компании «Севернефтегазпром», которая занимается добычей газа на Южно-Русском месторождении. Еще 40% компании принадлежат «Газпрому», 35% – Wintershall Dea. В OMV заявили об «экспроприации путем захвата активов в обмен на компенсацию». Размер компенсации определит Россия и она поступит на счета под ее контролем (деньги замораживаются на спецсчетах в российских банках. – «Ведомости»), заявляла компания в отчетности. В OMV подчеркивали, что сейчас рассматривают «шаги по защите своих прав».

При этом OMV ранее уже списала свои российские активы на сумму 2,5 млрд евро, сообщал Штерн в феврале 2023 г. Также компания решила отказаться от импорта и переработки российской нефти, но не от поставок газа. По словам федерального канцлера Австрии Карла Нехаммера, полный отказ от газа из России негативно отразится на экономике и энергетической безопасности страны. В октябре 2023 г. он заявлял, что власти не могут запретить OMV закупать газ у России из-за «существенного влияния» этих действий на рынок газа. Кроме того, вмешательство государства в дела компаний навредит имиджу Австрии среди международных инвесторов, говорил он.

Поставки российского газа в Австрию в 2023 г. снизились более чем вдвое и составили 8,1 млрд куб. м, отмечает эксперт по энергетике Кирилл Родионов со ссылкой на данные европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG). Поставки велись через ГТС Украины.

Суммарный экспорт российского трубопроводного газа в 2023 г. в страны ЕС (в основном в Венгрию, Словакию, Австрию, Румынию и Грецию) и бывшей Югославии (Сербию, Северную Македонию и Боснию и Герцеговину), по данным ENTSOG, составил 24 млрд куб. м, в том числе в страны ЕС оценочно 21,2 млрд куб. м, добавляет директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Заменить трубопроводные поставки из России можно СПГ, который придется импортировать через третьи страны – например, Германию, считает старший аналитик «БКС мир инвестиций» Рональд Смит.

Основная проблема с замещением российского газа Австрией заключается в сложностях с транзитом этих объемов, отмечает аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. По его словам, масштабные планы по росту производства СПГ сейчас есть у США и Катара, также определенные объемы газа могут поставить в Австрию страны Северной Африки. Но транзит регазифицированного СПГ через Италию или Германию может привести к росту цен на него, говорит аналитик. Например, в Германии действует дополнительный сбор за хранение газа в 1,86 евро за 1 МВт ч (эквивалентно $21 за 1000 куб. м. – «Ведомости»), который взимается при его экспорте из страны, поясняет он.

Без учета дополнительных сборов альтернативные поставки уже сопоставимы по цене с российским газом на фоне нормализации спотовых цен в ЕС, указывает Кауфман. По данным биржи ICE, 12 февраля мартовские фьючерсы на газ на хабе TTF в Нидерландах торговались на уровне $300 за 1000 куб. м против порядка $400 в декабре прошлого года.

В настоящее время санкции в отношении «Газпрома» в ЕС не введены, подчеркивает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова.

Текущие антироссийские санкции едва ли будут релевантны для ситуации расторжения контракта между «Газпромом» и OMV, согласна руководитель международно-правовой практики K&P.Group Анастасия Симонова. По ее словам, варианты расторжения контракта OMV и «Газпрома» зависят от конкретных формулировок договора. Но, как правило, такие контракты не предусматривают возможность одностороннего расторжения, говорит юрист. В случае разрыва контракта компании могут обратиться в международный арбитраж, также «Газпром» может попытаться перенести спор в российскую юрисдикцию, полагает она.

Винокурова добавляет, что в России у «Газпрома» больше шансов выиграть дело, поскольку российские суды зачастую не считают санкции форс-мажором.

При этом в ЕС уже готовится правовое поле для ограничения поставок российского газа: 8 декабря 2023 г. было принято соглашение о регламенте, устанавливающем общие правила внутреннего рынка для возобновляемых и природных газов и водорода, напоминает Винокурова. Его цель среди прочего – обеспечить возможность государств – членов ЕС блокировать поставки российского СПГ без принятия новых санкций. Сейчас проект регламента ожидает официального принятия Европейским парламентом и Советом ЕС, указывает Винокурова. Ограничения готовятся и в самой Австрии: рассматривается вариант введения обязательных показателей снижения процента российского газа в энергетических запасах, напоминает она. И в случае принятия таких изменений, по словам юриста, OMV сможет уведомить «Газпром» о необходимости досрочного расторжения договора.

В подготовке статьи участвовал Василий Милькин