Экспорт российского титана в Европу в 2023 году снизился на 20%

В условиях низких мировых цен и повышенного спроса внутри страны поставки непривлекательны
Донат Сорокин / ТАСС

Поставки в Евросоюз (ЕС) в 2023 г. российского титана, применяемого в том числе в авиапроме, снизились на 20% к 2022 г. до 6410 т. Об этом свидетельствуют данные Европейского статистического агентства (Eurostat). В декабре поставки снизились на 39% к тому же месяцу 2022 г., составив 263 т.

В частности, импорт этого металла из России в Германию в 2023 г. упал на 37% год к году до 3064 т, более чем в полтора раза снизили закупки Нидерланды (286 т), на 15% – Бельгия (278 т). Но не все крупные потребители в ЕС снижали потребление российского титана, следует из данных Eurostat. Франция нарастила поставки из России на 72% до 1929 т, а Эстония – на 5% до 369 т. Остальные европейские страны в прошлом году импортировали несопоставимо меньшие объемы этого металла из РФ.

Крупнейший производитель титана полного цикла (от сырья до изделия) в мире – российская корпорация «ВСМПО-Ависма». Она принадлежит бизнесмену Михаилу Шелкову – в общей сложности 66,5% (напрямую и косвенно), еще 25% – у госкорпорации «Ростех», оставшиеся менее 10% – у миноритариев и в свободном обращении на бирже. В ВСМПО отказались от комментариев, в «Ростехе» не ответили на запрос «Ведомостей».

Основные производственные мощности «ВСМПО-Ависма» находятся в городе Верхняя Салда (Свердловская обл.). Они позволяют выпускать порядка 72 000 т титановых слитков в год. Возможности корпорации по выпуску губчатого титана (первичное металлургическое сырье) неизвестны.

Всего за 2021 г. (последние доступные данные) четыре российские компании произвели более 50 000 т титановых слитков (+22%). Из них около 90% пришлось на «ВСМПО-Ависму». Помимо этой корпорации титан и продукцию из него выпускают Ступинская титановая компания, Чепецкий механический завод и «Русполимет».

Объем экспорта только «ВСМПО-Ависмы» (без учета других компаний) в 2021 г. составил 6921 т, что близко к объемам поставок российского титана в ЕС за 2023 г. При этом на экспорт в европейские страны в 2020 г. пришлось чуть более четверти поставок корпорации за рубеж, всего было экспортировано 10 212 т. По оценкам Еврокомиссии (ЕК), в 2021 г. доля России в импорте титана в ЕС составляет около 16% для готовых изделий и 9% – для первичного сырья.

По собственным данным «ВСМПО-Ависмы», до начала СВО на Украине корпорация обеспечивала 65% потребностей Airbus в титане, до 35% потребностей Boeing и 100% – бразильского авиастроительного конгломерата Embraer. Кроме того, порядка 20% титана российской корпорации использовал в своих продуктах британский производитель авиадвигателей Rolls-Royce и 50% – французский Safran. С Boeing у «ВСМПО-Ависмы» было совместное предприятие (СП) на паритетных началах – Ural Boeing Manufacturing, которое занималось механической обработкой штамповок деталей для самолета Boeing 787 Dreamliner. Текущий статус этого СП неизвестен.

При этом после начала СВО крупнейшие авиастроительные корпорации – Boeing и Airbus – широко анонсировали планы по отказу от российского титана. В начале марта 2022 г. о приостановке закупок сообщил американский авиаконцерн Boeing. В начале декабря прошлого года глава подразделения европейского Airbus по обороне и космосу Михаэль Шольхорн говорил, что компания намерена отказаться от использования российского титана «в течение нескольких месяцев» («Ведомости» писали об этом 2 декабря).

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин считает, что снижение поставок российского титана в ЕС произошло прежде всего из-за неблагоприятной ценовой конъюнктуры на этот металл на мировых рынках и увеличенного спроса на него в отечественном военно-промышленном комплексе. В России скоро не останется свободного для экспорта металла, считает аналитик.

Согласно данным портала Trading Economics, цена трехмесячных фьючерсов на титан в начале 2022 г. составляла $7113/т, а в мае она достигла исторического пика в $19 179/т. На протяжении 2023 г. стоимость титана не поднималась выше $8300/т.

Потребление титана в России в 2023 г. составило 15 000 т против 13 000 т в 2022 г., подсчитал независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов. Рост спроса был обеспечен заказами со стороны авиа- и двигателестроения и других отраслей, на которые приходится до 50% потребления этого металла, отмечает эксперт.

Летом 2022 г. правительство на фоне санкций против российской авиации утвердило новую программу развития этой отрасли, согласно которой в стране до 2030 г. должно быть выпущено более 1000 новых гражданских самолетов.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров связывает снижение поставок российского титана в ЕС с добровольным ограничением закупки продукции из России со стороны покупателей, в первую очередь Airbus. Эксперт поясняет, что полностью отказаться от российского титана компания не может, так как ее зависимость от него «даже больше, чем у американской Boeing». Но компания понимает, что антироссийские санкции будут ужесточаться и со временем коснутся таких стратегических отраслей, как атомная энергетика и поставки титана, поэтому ей ничего не остается, как диверсифицировать поставки.

Страны Запада не запрещали импорт российского титана, но в сентябре 2023 г. минторг США включил «ВСМПО-Ависму» в список экспортного контроля (Export Administration Regulations, EAR). Это означает, что компания должна будет получать отдельные лицензии от американских властей для осуществления экспортных сделок.

По мнению Бурмистрова, в условиях снижения экспорта «ВСМПО-Ависме» остается рассчитывать на рост спроса на титан внутри России. Стимулировать внутренний спрос могла бы программа развития гражданского авиастроения, считает эксперт. Но пока она не реализуется необходимыми для этого темпами, констатирует он. Дополнительный спрос на титан сейчас должен генерировать ВПК страны, но данные по потреблению в этой сфере засекречены, добавляет аналитик.

В подготовке статьи участвовал Василий Милькин