Российские fashion-ритейлеры заняли площади ушедших иностранных брендов

Теперь сети намерены продолжать экспансию и открывать новые магазины или укрупнять действующие точки
Андрей Гордеев / Ведомости

За два года после массового ухода западных популярных ритейлеров из России доля отечественных fashion-компаний в торговых центрах (ТЦ) в среднем выросла на 20 процентных пунктов (п. п.), сообщил вице-президент Совета торговых центров (по собственным данным, участники ассоциации управляют более чем 800 ТЦ, всего в стране порядка 1900 моллов) Павел Люлин. Абсолютные цифры он не назвал. «За этот период произошло смещение в сторону российских ритейлеров. Например, по итогам 2021 г. доля иностранных магазинов в московских ТЦ регионального и суперрегионального формата составила 50,3%, а в конце 2023 г. она снизилась до 36,4% (падение на 13,9 п. п.)», – отмечает партнер Nikoliers Анна Никандрова. К примеру, в столичном ТРЦ «Метрополис» доля иностранных арендаторов в IV квартале 2021 г. составляла 69%, за два года она снизилась на 26 п. п. и достигла отметки в 43%.

Тенденция характерна и для ряда аналогичных моллов в регионах, где были представлены ушедшие иностранные ритейлеры, говорит Никандрова. По классификации Nikoliers, к региональным ТЦ относятся объекты площадью 50 000–70 000 кв. м, к суперрегиональным – более 70 000 кв. м (в Москве их свыше 20).

Только в 2023 г. Melon Fashion Group (MFG, бренды Zarina, Befree, Love Republic, Sela, Idol) открыла и релоцировала (на большие площади) свыше 200 магазинов, сообщил «Ведомостям» представитель группы. Сейчас под управлением компании более 920 магазинов в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии. А Gloria Jeans (GJ) по итогам 2023 г. насчитывала 710 магазинов в России, Казахстане и Белоруссии. За 2022–2023 гг. ритейлер открыл более 200 магазинов – как в новых местах (например, флагман в Москве на Тверской, 16, вместо ушедшего шведского H&M), так и сменив площадки на лучшие внутри торговых центров, где бренд уже был представлен раньше.

Для сравнения, у H&M до ухода в России работали 172 точки, у покинувшей Россию испанской группы Inditex (бренды Bershka, Pull & Bear, Zara и Zara Home, Stradivarius, Oysho, Massimo Dutti) – 500. Всего с 2022 г., по данным CORE.XP, 21 зарубежный бренд прекратил деятельность на российском рынке (в 2022 г. ушли 16 брендов, в 2023 г. – пять).

В ТЦ, если брать суммарно площади и их количество, рост доли отечественных магазинов происходил в основном за счет ряда активно развивающихся компаний, таких как GJ, MFG, Lime, отмечает директор отдела исследований рынка CORE.XP Василий Григорьев. Как напоминает региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева, в 2023 г. завершилась основная ротация арендаторов, связанная с уходом международных брендов и передачей бизнеса партнерам. По ее словам, большую часть освободившихся площадей заняли российские ритейлеры, среди которых GJ, MFG, Lime, «Стокманн», «Снежная королева». Более 85% площадей после ухода крупных международных игроков H&M и японской Uniqlo, на которых приходилось 79 000 кв. м, или 4% площадей, в 22 крупнейших московских ТЦ, заняли российские бренды, приводит пример Хакбердиева. Основными арендаторами этих помещений стали GJ (23% площадей), «Стокманн» (16%) и Befree (11%), добавила она.

На 13,9%

снизилась в 2023 г., по оценке Nicoliers, доля иностранных fashion-ритейлеров в московских ТЦ регионального и суперрегионального формата по сравнению с 2021 г. При этом российские бренды в прошлом году открыли 349 магазинов общей площадью 159 900 кв. м

При этом часть российских fashion-сетей намерены продолжать экстенсивное развитие. По словам председателя совета директоров GJ Владимира Мельникова, сеть планирует в ближайшие годы полностью поменять ассортимент, закрыть 200–300 маленьких магазинов площадью до 700 кв. м и вместо них открыть 400–500 магазинов площадью от 1500 до 2500 кв. м. Он добавил, что в 2024 г. будет реконструировано 200 магазинов с увеличением площади с 600–800 кв. м до 1500–2000 кв. м, откроется 50–100 отдельно стоящих магазинов нового бренда компании Ready! Steady! Go! площадью по 600–800 кв. м. Инвестиции в развитие розницы в 2024 г. составят около 10 млрд руб., говорит Мельников.

«В среднесрочной перспективе мы также намерены выйти на рынки 60–80 стран через маркетплейсы. Первые запуски, скорее всего, будут на Ближнем Востоке», – сообщил Мельников. По его словам, в более долгосрочной перспективе цель GJ – довести до порядка 820 точек: в России (свыше 650 магазинов общей площадью около 1 млн кв. м), Казахстане (100 магазинов общей площадью 75 000–100 000 кв. м), в Белоруссии (до 70 точек общей площадью 50 000 кв. м). Компания надеется занять до 10% рынка России с ежегодной выручкой в 150–250 млрд руб. За два года выручка компании выросла на 31%, в 2023 г. достигнув 78 млрд руб. (в 2022 г. показатель вырос год к году на 15% до 70 млрд руб.).

У MFG также в приоритете масштабная экспансия, рассказывает представитель группы. За последние два года компания вдвое увеличила форматы (площади) магазинов четырех брендов портфеля и расширила ассортимент. Так, у Zarina появилось мужское направление ZRN Man, у Love Republic – премиум-коллекция, обувь, нижнее и спортивное белье, у Sela – одежда для младенцев и мужчин. Помимо этого, в сентябре 2023 г. компания запустила пятый бренд Idol в новом для себя сегменте affordable premium.

Федеральная сеть универмагов российских дизайнеров Slava concept (10 точек) планирует открыть в ближайший год еще столько же площадок, говорит президент Magic Group, создатель этой сети Александр Перемятов. По словам Никандровой, бренд одежды Noun намерен удвоить в 2024 г. количество открытий, при том что в прошлом году сеть увеличилась на 25 собственных и 10 партнерских точек продаж.

«В основном наши клиенты открывались в России, но мы отслеживали много открытий вне нашей страны. И за рубежом чемпионом можно считать Дубай», – говорит генеральный директор компании «Этерна», эксперт в области управления недвижимостью Дмитрий Томилин. Эту информацию подтверждает и Никандрова: по ее данным, за год произошел трехкратный рост открытий в Дубае: в 2023 г. там заработало 40 новых точек, тогда как в 2022 г. – только 13.

В «Стокманн», «Снежной королеве», Lime и сети мужской одежды Henderson отказались от комментариев.