Порт Усть-Луга в 2023 году серьезно нарастил перевалку угля

Поставки увеличились на фоне проблем с логистикой на юге страны
Владимир Рябчиков / ТАСС

Экспорт угля через крупнейший на Балтике порт Усть-Луга, расположенный в Кингисеппском районе Ленинградской области, вырос в 2023 г. на 19% к предыдущему году – до 32,7 млн т. Это следует из данных аналитической компании Kpler, с которыми ознакомились «Ведомости».

Часть объемов, которые ранее поставлялись за рубеж через порты юга России (Черного и Азовского морей), в 2023 г. была перенаправлена производителями в Усть-Лугу, свидетельствует статистика.

В целом экспорт продукции российских угольных компаний через порты Северо-Запада, по данным Kpler, увеличился в прошлом году на 13,5% к 2022 г. и составил 49,6 млн т.

Существенный прирост перевозки экспортного угля в направлении портов Северо-Запада также подтвердил «Ведомостям» представитель РЖД. По его данным, было вывезено 55,8 млн т, что на 4,6% больше, чем годом ранее. В основном уголь идет в порты Усть-Луга и Мурманск, добавил он. На рост погрузки в северо-западном направлении повлияли имевшиеся резервы в пропускной способности железной дороги после переориентации грузов на восток, поясняют в РЖД.

На южном направлении наблюдалась противоположная тенденция – снижение перевалки угля в портах на 27% год к году до 23,5 млн т. Сильнее всего просела отгрузка через порт в Тамани – в 1,5 раза до 18,4 млн т.

Поставки угля на экспорт через морские терминалы на Дальнем Востоке изменились символически (+0,4%), фактически оставшись на прошлогоднем уровне: 98,2 млн т.

Снижение экспорта угля через южные порты опрошенные «Ведомостями» эксперты объясняют ограничениями, связанными с железнодорожной инфраструктурой. Аналитик Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Роман Шагалов отмечает, что во втором полугодии 2023 г. на сети РЖД «наблюдалась непредсказуемость» оборота вагонов (среднее время, затрачиваемое на одну перевозку. – «Ведомости»), следующих в направлении портов Азово-Черноморского бассейна (АЧБ).

По данным ЦЦИ, оборот полувагонов на маршруте Кузбасс – порты АЧБ колебался в широком диапазоне – от 25 до 33 суток из-за активного пассажирского движения, роста экспорта зерна, а также перевозок спецгрузов и контейнеров. По словам Шагалова, на этом направлении также фиксировались простои вагонов. В то же время в сообщении Кузбасс – порты Балтики, по данным ЦЦИ, оборот вагонов в течение всего 2023 года был стабилен, оставаясь на уровне 21–23 суток.

Согласно комплексному плану развития магистральной инфраструктуры, предполагается увеличить провозную способность железных дорог на подходе к портам АЧБ со 125 млн т в 2023 г. до 131 млн т к 2025 г. и 152 млн т к 2030 г. Провозная способность участков на подходе к портам Северо-Запада сейчас составляет 145 млн т.

По данным РЖД, в порты АЧБ по железной дороге в 2023 г. было отправлено 30,1 млн т угля (-14,9% к 2022 г.). Погрузка сдерживалась нестабильной работой морских терминалов в зимний период, необходимостью проведения масштабных работ по строительству и капремонту железнодорожной инфраструктуры в условиях дефицита пропускной способности, пояснил представитель компании. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров добавил, что дополнительными негативными факторами, влиявшими на погрузку в южных портах, стали неблагоприятная штормовая ситуация в Черном море и проблемы с безопасностью из-за активности морских беспилотников, атаковавших портовую инфраструктуру.

По мнению эксперта по энергетике Кирилла Родионова, одной из ключевых причин снижения экспорта угля через порты юга страны стало усиление конкуренции грузоотправителей за мощности железной дороги. Например, перевалка зерна в портах юга, по его данным, в январе – сентябре 2023 г. выросла в 2,4 раза к тому же периоду 2022 г. – до 10,2 млн т. Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев обращает внимание, что логистическое плечо для экспортеров зерна на юге существенно меньше, чем для угольщиков. Для производителей угля из-за снижения мировых цен на него и длинного логистического плеча маржинальность этого направления снижается, констатирует эксперт.

В январе 2024 г. экспорт через порты юга продолжил падать, следует из данных Kpler. Поставки угля за рубеж через порт Тамань просели в 3,6 раза к январю 2023 г. и составили 640 000 т. Снизилась также экспортная перевалка в Новороссийске и Ейске. Общий объем отгрузки угля на экспорт через южные порты сократился в январе этого года в 2,2 раза к тому же месяцу прошлого года – до 2,8 млн т. Ранее газета «Коммерсантъ» сообщала со ссылкой на источники, что в начале года угольные компании стали отказываться от перевалки в Тамани также из-за тарифов на терминале ОТЭКО, достигающих $42 за 1 т при базовой ставке $24,5. При этом в самой компании «Ведомостям» ранее заявляли, что «подходы к тарификации в 2024 г. не пересматривались».

Уголь через порты юга и Северо-Запада России традиционно поставлялся в страны Евросоюза (ЕС). Но с 10 августа 2022 г. ЕС ввел эмбарго на импорт этого топлива из России. Российские компании начали искать альтернативные рынки сбыта, и основные объемы угля пошли в Азию.

При этом высокие цены на мировом рынке в 2022 г. позволяли российским угольщикам экспортировать свою продукцию в Азию не только с Дальнего Востока, но и через порты юга и Северо-Запада страны.

Но в 2023 г. уголь начал дешеветь, и к концу января 2024 г. котировки в Азии достигли минимума более чем за два года. 30 января этого года февральские фьючерсы на энергоуголь в австралийском Ньюкасле на базисе FOB (с погрузкой на судно) торговались по $116,4 за 1 т, т. е. в 2,3 раза дешевле, чем год назад на ту же дату («Ведомости» писали об этом 1 февраля). Цена австралийского угля является бенчмарком для определения его стоимости в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 22 февраля котировка FOB Ньюкасл составляла $119 за 1 т.

Руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов отмечает, что для поставок угля в Азию и на Ближний Восток можно использовать порты как юга, так и Северо-Запада. Стоимость перевалки в них в 2023 г., по данным агентства Argus, была сопоставима, указывает он. Например, в августе прошлого года цена перевалки угля в Усть-Луге и Тамани составляла $24–25 за 1 т. Но порты юга позволяют более выгодно экспортировать уголь в Турцию и страны Северной Африки и чуть более выгодно – в Индию, отмечает Бурмистров.

На фоне снижения цен на уголь экспортеры оптимизируют логистические маршруты, констатирует Красноженов. По словам руководителя направления консалтинга Neft Research Александра Котова, экспортный нетбэк при поставках энергетического угля калорийностью 6000 ккал/кг из Кузбасса (основной российский угольный регион) через южные порты в январе 2024 г. оценивался в $1 за 1 т, через северо-западные – в $7 за 1 т.

По оценкам Альфа-банка, мировые цены на энергетический уголь могут вырасти на 10–15% до конца первого полугодия текущего года, вернувшись к уровням начала 2024 г. Аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко считает, что средняя цена энергоугля в этом году не превысит $150 за 1 т.

«Ведомости» направили запросы в крупные российские угольные компании.