США ввели новые санкции против российской промышленности 23 февраля

Но они не смогут заметно повлиять на объемы экспорта и импорта, говорят эксперты
Андрей Гордеев / Ведомости

США накануне второй годовщины военной спецоперации, 23 февраля, объявили об очередной порции санкций против более 500 физических и юридических лиц из России и третьих стран, которые были включены в SDN-List минфина США. Об этом говорится в сообщении OFAC (Office of Foreign Assets Control) – подразделения минфина США, которое регламентирует применение санкций. Эти организации и люди, по мнению Вашингтона, содействуют получению Россией будущих доходов от энергоресурсов и обходу санкций.

Попадание в SDN-List предполагает блокировку всего имущества лиц, которое находится в США, а также организаций, в которых им прямо или косвенно принадлежат 50% и более. Все связанные с какой-либо собственностью или интересами этих лиц операции запрещены, если нет специальной лицензии OFAC. Это может существенно усложнить внешнеторговые операции для попавших в список лиц. 

В частности, в SDN-List попало совместное предприятие (СП) «Совкомфлота» и «Новатэка» – «Современный морской арктический транспорт СПГ», а также «Новатэк-Мурманск». Первая компания занимается оперированием танкерами-газовозами для проекта «Арктик СПГ 2», вторая управляет Центром строительства крупнотоннажных морских сооружений в Мурманске. Это бывшая «Кольская верфь» – завод по серийному производству линий сжижения природного газа на гравитационных платформах. Это решение используется для «Арктик СПГ 2».

Завод по сжижению природного газа «Арктик СПГ 2» – это второй крупнотоннажный СПГ-проект «Новатэка». Проектная мощность завода составляет 19,8 млн т в год. В базовом сценарии запуск первой линии «Арктик СПГ 2» ожидается в первой половине 2024 г. «Новатэку» принадлежит 60% в проекте, еще по 10% – французской TotalEnergies, китайским CNOOC и CNPC, а также консорциуму японских компаний Mitsui и JOGMEC.

Вместе с ним под ограничениями оказался и дальневосточный судостроительный комплекс «Звезда», который строит для «Новатэка» 15 танкеров-газовозов повышенного ледового класса Arc7. Также под блокирующие санкции минфина США подпали судоходная компания «Совкомфлот» и 14 связанных с ней танкеров. Эта компания участвует в обслуживании проектов «Новатэка» и была под санкциями Евросоюза (ЕС) и Великобритании с 2022 г.

Кроме этого в SDN-List попало СП «Газпрома» и «Русгаздобычи» – «Русхимальянс», которое является оператором строящегося крупнейшего в России комплекса по переработке и сжижению газа в Усть-Луге. Первая очередь проекта должна быть запущена в 2026 г.

США пытаются задать партнерам вектор борьбы с российскими СПГ-проектами, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По сути, американцы внесли в SDN-List арктическую перевалку, рассуждает он. Это показывает, что США пытаются не сократить доходы российского бюджета, а расчистить рынок сбыта для собственных СПГ-проектов, полагает аналитик.

Он напомнил, что «Арктик СПГ 2» – один из немногих крупных проектов, который должен был быть введен в эксплуатацию в ближайшие годы – начиная с 2024 г. Остальные крупные СПГ-проекты будут запущены в США, Катаре и Австралии лишь на рубеже 2026–2027 гг., продолжает Юшков. По сути, США пытаются ограничить возможности России в создании танкерного флота по перевозке сжиженного газа, считает он.

«Американцы пользуются тем, что газовозы в основном выпускают в Южной Корее, которая будет исполнять санкции. Для первой очереди «Арктик СПГ 2», которая фактически готова, «Новатэк» попытается получить танкеры, которых там нужно не так много, всего 3–5 штук. В массовом количестве получить такие суда будет сложно – либо придется договариваться по строительству газовозов с Китаем», – говорит Юшков.

Под санкции 23 февраля также подпали крупный логистический оператор «Трансконтейнер» и входящая в Global Ports Восточная стивидорная компания. Она управляет контейнерным терминалом в Находке. «Трансконтейнер» в тот же день сообщил, что компания продолжает свою операционную деятельность в штатном режиме, движение поездов в международном и внутреннем сообщении происходит с соблюдением графиков, работа терминалов ведется в установленном порядке.

Санкции становятся инструментом экономической борьбы – и если говорить про нынешний их этап, то ограничения связаны с производством СПГ, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Трансконтейнер» предоставлял сервисы на европейском направлении и был последним связующим звеном в сегменте железнодорожных мультимодальных контейнерных поставок из Европы, указывает он.

«Очевидно, компания уже не сможет предоставлять такой сервис – и это неблагоприятно скажется на взаимодействии России со странами Европы. Санкционное давление вышло на новый этап, и теперь оно может затронуть любые компании, ведущие международную деятельность», – резюмировал Бурмистров.

Новый пакет американских санкций отличается своим масштабом – под рестрикции попали более 500 физических и юридических лиц, чего раньше не было, отмечает гендиректор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. Расширение списка компаний, подпавших под санкции в энергетическом секторе, было ожидаемо, отмечает он. Процесс идет медленно, потому что американцы боятся издержек для ценовой конъюнктуры, объясняет эксперт. «Все идет к тому, что европейский рынок в гораздо большей степени будет завязан на американские поставки, чем сейчас», – говорит Тимофеев.

Под санкции минфина США в этот раз также подпала Трубная металлургическая компания, «Южуралзолото» вместе со своим владельцем Константином Струковым, «АЕОН майнинг», связанная с бизнесменом Романом Троценко, крупнейший производитель угля в России – СУЭК, а также «Мечел».

Помимо вышеуказанных компаний в санкционные списки попали многие чиновники, организации, связанные с оборонным комплексом, компании машиностроения, предприятия IT-отрасли, а также 26 физических и юридических лиц из третьих стран.

Введенные санкции выглядят так, что их эффект не повлияет заметно на общие объемы экспорта и импорта России, говорит главный экономист по России и СНГ Bloomberg Economics Александр Исаков. «По нашим оценкам, в 2024 г. российский ВВП вырастет примерно на 1,5%. Экспорт товаров и услуг России снизится с $465 млрд до $430–440 млрд на фоне снижения средней цены и объема добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+», – отмечает он.

Исаков допускает, что новые санкции против металлургических и прочих компаний могут затруднить их доступ к закупкам оборудования и инвестиционных товаров за рубежом. Но это вряд ли приведет к снижению экспорта в ближайшие кварталы, полагает экономист.