Производство мебели в России выросло почти на 40%

В то же время доля импорта заметно сократилась
Freepik

Выпуск мебели в денежном выражении в России в 2023 г. составил 444,9 млрд руб., что на 37% больше, чем в 2022 г. (356,2 млрд руб.), следует из отчета Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР), с которым ознакомились «Ведомости». Объемы производства в натуральном выражении выросли на 43% до 67,5 млн шт. (в 2022 г. показатель составлял 50,3 млн шт.). Наибольший прирост, по оперативным данным ассоциации, показали сегменты кухонной мебели (+84%, до 15,2 млн шт.), матрасов (+39%, 17 млн шт.), деревянной мебели для офисов (+33%, 8 млн шт.).

В стоимостном выражении самый высокий прирост производства показала металлическая мебель для офисов (+42%, до 54,7 млрд руб.), деревянная мебель для столовой и гостиной (+27%, 34,1 млрд руб.), а также деревянная мебель для офисов (+26%, 37,8 млрд руб.), говорится в отчете. Для сравнения: в 2021 г. в России произвели 51,7 млн шт. мебели на 309,3 млрд руб.

В то же время, по информации АМДПР, в 2022 г. по сравнению с 2021 г. объем импорта сократился на 42% (в стоимостном выражении с 184 млрд до 106 млрд руб.). С конца февраля 2022 г. Федеральная таможенная служба (ФТС) временно приостановила публикацию статистики внешней торговли, сказал «Ведомостям» представитель ФТС.

Заметный рост отечественных товаров связан в первую очередь с активным импортозамещением, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. «Тенденция связана с резким снижением конкуренции на фоне ухода международных компаний. Ритейл в прошлом году показал небывалую активность, причем именно за счет российских участников рынка», – говорит генеральный директор компании «Этерна» Дмитрий Томилин. Импорт снизился и из-за ухода западных компаний. К примеру, в марте 2022 г. IKEA объявила о приостановке работы в России и Белоруссии, в июне того же года компания объявила о полном уходе из РФ. В первую очередь сократился импорт из западных стран – Германии, Италии, Швеции, Франции и др., отмечает управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов.

Помимо отечественных производителей в замещении продукции западных холдингов активно участвуют азиатские концерны, прежде всего китайские, говорит Сырцов. Кроме того, по его словам, в Россию чаще стала ввозиться продукция компаний из ближнего зарубежья – Белоруссии, Казахстана и т. д.

Первая мебельная фабрика увеличила объем продаж на 38%, сообщил генеральный директор компании Александр Шестаков, не приводя абсолютных цифр. И основным драйвером розничных продаж у компании выступают кухни на заказ: в 2023 г. их продали на 20% больше, чем в 2022 г.

Популярность кухонь и товаров для спальни (в том числе матрасов) сооснователь интерьерной компании Mr.Doors Максим Валецкий объясняет тем, что они нужны в первую очередь при заселении в новую квартиру. «Рынок новостроек показал позитивную динамику еще в 2021–2022 гг. благодаря льготной ипотеке, и, как следствие, в 2023 г. россияне начали обустраивать полученные квартиры (строительство дома длится около трех лет. – «Ведомости»)», – говорит он. Кухонный гарнитур редко входит в отделку квартир от застройщика, отмечает Сырцов. А матрасы довольно часто приобретают и собственники квартир на вторичном рынке: этот предмет имеет сравнительно небольшой срок эксплуатации. К тому же люди чаще стали покупать новые ортопедические модели, говорит он.

По данным АМДПР, в 2023 г. цены отечественных производителей на мебель выросли на 9,6%, больше всего подорожали кухонные шкафы – на 17,1%, металлическая офисная мебель – на 16,9%, торговая и офисная мебель – на 13,1%. Но потребительские цены на мебель в среднем по РФ поднялись только на 5,6%, говорится в отчете.

Крупные мебельные ритейлеры стараются как можно дольше удерживать цены, а также регулярно запускают акции и скидки, отмечает генеральный директор мебельной компании Lazurit Денис Егоров. «Но на некоторые факторы, например подорожание фурнитуры или увеличение тарифов на электроэнергию, мы повлиять не можем – себестоимость все равно растет», – говорит он. В 2024 г. рост стоимости продолжится, прогнозирует Валецкий, предпосылок к очевидному снижению сейчас нет.

В Hoff, на мебельных фабриках «Аскона», «Мария», «Мебель стиль», а также в Минпромторге на запрос «Ведомостей» не ответили.

В 2024 г. рост мебельного рынка в России составит еще минимум 15%, поскольку спрос на мебель остается высоким, полагает Егоров. Ежегодно в России вводится более 100 млн кв. м жилья – покупатели квартир и домов нуждаются в большом количестве мебели, согласен Сырцов.

По мнению Валецкого, пока новых серьезных изменений на российском мебельном рынке не ожидается. За последние два года российские производители смогли очень серьезно шагнуть вперед и научились разрабатывать действительно конкурентные продукты, эта тенденция сохранится и в ближайшие годы, прогнозирует он. В ближайшие несколько лет отрасль будет прибавлять примерно по 5–20% ежегодно, уверен генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов. Но российский рынок, каким бы большим он ни был, имеет свою емкость: в какой-то момент производители выйдут на плато, т. е. будут прибавлять в натуральном выражении уже не так сильно.