Производство лифтов в России выросло на 28%

Но заводы еще недозагружены, так как у ЖКХ не хватает средств на капремонт
Антон Новодережкин / ТАСС

В России в январе – сентябре 2023 г. было выпущено 26 975 лифтов, это на 28% больше, чем за аналогичный период 2022 г. (19 422 шт.), сообщил «Ведомостям» представитель Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ, входит в группу Дом.РФ) со ссылкой на исследование компании. Данные за весь год будут известны в конце марта 2024 г., уточнил он.

До 2022 г. более 70% объема лифтового рынка приходилось на продукцию отечественного производства, теперь доля превысила 80%, сказал представитель ЩЛЗ. За последние два года Россию покинули ряд западных брендов, в их числе Schindler, Kone, Thyssenkrupp, напомнила директор по продукту девелоперской компании MR Group Жанна Махова. По данным комиссии по вопросам лифтового хозяйства общественного совета при Минстрое, импорт лифтов в 2023 г. составил 15 186 шт., в 2022 г. – 13 274 шт. С конца февраля 2022 г. ФТС России временно приостановила публикацию статистики внешней торговли, сообщили «Ведомостям» в службе. Сократились поставки из Европы, но вырос ввоз лифтов из Белоруссии и других дружественных стран (абсолютные цифры в комиссии не предоставили).

Российская лифтовая отрасль сегодня чувствует себя достаточно неплохо, считает президент ГК «Основа» Александр Ручьев. На фоне ухода европейских поставщиков и роста потребности в лифтовом оборудовании российские производства сегодня обеспечены заказами на годы вперед, пояснил он. Но, как уточнил представитель лифтовой комиссии общественного совета при Минпромторге, на самом деле российские производители лифтов недозагружены – ориентировочно их мощности составляют 75 000 лифтов в год.

Ежегодная потребность России в лифтах составляет от 45 000 до 60 000 единиц, говорит представитель ЩЛЗ. «Это соответствует как текущим темпам строительства, так и ежегодным нуждам регионов по программам замены лифтового парка», – добавил он. У лифтовой отрасли, как поясняет эксперт «Народный фронт. Аналитики» Павел Склянчук, есть два основных заказчика на жилищном рынке – девелоперы, которые возводят новостройки, и региональные операторы капремонта, в рамках которого меняются подъемники.

Российские заводы производят меньше лифтов, чем могут, из-за нехватки финансирования капремонта, говорит представитель комиссии по вопросам лифтового хозяйства общественного совета при Минстрое. По его данным, всего в стране в 2023 г. был проведен 18 951 аукцион на замену подъемников (в 2022 г. – 9674 аукциона). Он полагает, что для замены лифтов «необходимо софинансирование правительства».

По требованию техрегламента Таможенного союза до 15 февраля 2025 г. в России необходимо заменить все лифты, у которых истек срок эксплуатации (25 лет). На эти цели потребуется около 300 млрд руб., что «является скорее нижней планкой, учитывая постоянное удорожание оборудования», говорит член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский («Единая Россия»).

Замена лифтов в многоквартирных домах и эффективность ЖКХ были главными темами обсуждения на заседании общественного совета при Минстрое 27 февраля 2024 г. Замминистра Алексей Ересько сообщал, что для соблюдения требований техрегламента из 545 000 действующих сегодня лифтов требуется заменить 78 000 шт. (14,39%).

Минстрой совместно с Минпромторгом, регионами и отраслевым сообществом подготовили ряд инициатив, направленных на поддержку отрасли лифтового хозяйства, а также на повышение безопасности эксплуатации и эффективности замены подъемников в рамках капремонта, рассказал представитель министерства строительства и ЖКХ. Сейчас эти инициативы проходят регламентные процедуры, добавил он. В Минпромторге на запрос «Ведомостей» не ответили.

Представитель Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (АРОКР) «Ведомостям» сказал, что замена лифтового оборудования – одно из самых дорогостоящих мероприятий. По оценкам представителя ЩЛЗ, средняя стоимость установки лифта составляет 2,5–3 млн руб., «но эти цифры очень условные, поскольку не учитывают ни этажность, ни технические характеристики лифта, ни его класс, ни грузоподъемность, ни другие факторы».

Сейчас ответственность за ремонт лифтов возложена на региональных операторов, если выбран способ формирования фонда капремонта на счете регионального оператора – «в котле», и на собственников в домах, где деньги на капремонт собирают на «специальных счетах», говорит представитель АРОКР. Часто собственникам не удается самостоятельно накопить сумму для таких работ.

Оплачивать содержание, обслуживание и замену лифтов должны собственники, но собранных средств в рамках взносов на капремонт действительно не хватит, а федеральный бюджет финансировать эти мероприятия в полном объеме тоже не готов, отмечает Якубовский. Поэтому, по его мнению, «нужен компромисс – программа длительной рассрочки от производителей, где гарантирующей стороной исполнения платежей будет выступать региональная власть».

В целом, как говорит председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов («Единая Россия»), в нижней палате выступают за поддержку «реальных отечественных производителей лифтов, у которых есть специалисты, технологии и план развития». Должен быть создан реестр таких предприятий, считает депутат. По его словам, продукцию компаний из этого перечня в рамках прямого контракта или любой другой формы взаимодействия фонды капремонтов смогут планово приобрести и установить под гарантии качества и стабильной работы. При этом должны быть и сервисные службы и обеспечена доступность запчастей, подчеркивает парламентарий.

Представители производителей лифтов – завода МЭЛ, Карачаровского механического завода, Санкт-Петербургского лифтового завода, Meteor Lift (бывший Otis) – на запросы «Ведомостей» не ответили.

Опрошенные «Ведомостями» девелоперы трудностей с лифтовым оборудованием не испытывают, в том числе в отношении скоростных подъемников для высотного строительства. Традиционно к небоскребам относят здания высотой 100 м и более (от 30 этажей). Раньше лифты для таких домов в России вообще не производили, и застройщики использовали западные модели.

Теперь девелоперы переориентировались на производителей из Греции, Турции, Китая и других стран, например Merih (Турция), Kleemann (Греция), Fuji HD (Китай), Canny (Китай), Xizi (Китай), говорит и. о. вице-президента блока управления проектами GloraX Алексей Пятненков. MR Group переключилась на китайские Shanghai Mitsubishi, Hyundai, Xizi. «Мы не наблюдаем дефицита скоростных лифтов для высотных новостроек в России, на рынке представлен достаточный ассортимент», – подчеркивает Пятненков.

Стали производить скоростные лифты и российские заводы. Например, по словам коммерческого директора Optima Development Дмитрия Голева, компания МЭЛ открыла новый производственный цех по выпуску высокоскоростных лифтов в московском Гольянове и в начале 2024 г. получила сертификат на серийный выпуск этой продукции. ЩЛЗ запустил производство подъемников для зданий выше 20 этажей – лифты со скоростью 2 и 2,5 м/с. Для зданий меньшей этажности разумным решением являются лифты 1,6 м/с. «Высотки уровня «Москва-сити» – это единичные объекты, но для них мы уже разрабатываем решения, в которых скорость лифта будет выше 6 м/с», – говорит представитель ЩЛЗ.