Законопроект о запрете платного возврата товаров не обсуждался с маркетплейсами

Новые правила скажутся на малом бизнесе и повысят цены для покупателей, считают эксперты
Алексей Майшев / РИА Новости

Внесенный в Госдуму 5 марта законопроект о регулировании маркетплейсов, который в том числе запрещает платный возврат товаров, не обсуждался с Wildberries. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель маркетплейса. С другими аналогичными площадками инициативу также не обговаривали, рассказали два источника «Ведомостей» в маркетплейсах. В «Яндекс маркете», «Ламоде», «Магните», «Мегамаркете» от комментариев отказались. В Ozon и Ассоциации компаний интернет-торговли на запросы не ответили.

Законопроект о регулировании маркетплейсов внесен в Госдуму главой комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым и главой комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимиром Гутеневым («Единая Россия»).

Обсуждение с бизнесом начнется ко второму чтению в Госдуме, рассказал «Ведомостям» Гутенев. «Мы открыты к диалогу с участниками рынка, уже сейчас мы действуем в интересах малого и среднего бизнеса (продавцов товаров), пунктов выдачи, потребителей», – объясняет он. В то же время идти на поводу у крупных маркетплейсов, которые хотят оставить прежние правила, законодатели не собираются, заявил депутат.

Поскольку e-commerce (электронная торговля) позволяет зарабатывать миллионам малых и средних предпринимателей, логистическим компаниям, складским операторам и их сотрудникам, «регулярные инициативы о новом регулировании маркетплейсов должны подробно обсуждаться с отраслью и быть нацеленными на долгосрочное стабильное развитие всех участников, а не иметь сдерживающий характер», отметил представитель Wildberries.

Законопроект Кутепова и Гутенева предлагает ввести общее регулирование для всех агрегаторов, а также дополнительное для тех, которые занимают более 20% на рынке – им «могут запретить изменять условия договора услуг, ухудшать положение продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов без уведомления за 30 дней», говорится в пояснительной записке.

В среднем процент возврата в онлайн-магазинах составляет порядка 30% в зависимости от категории товаров, в то время как в традиционных магазинах этот показатель обычно меньше 10%, поясняет директор практики по стратегии роста и продаж компании «Рексофт консалтинг» Кирилл Малышев. Это достаточно затратно, поэтому объяснимо желание интернет-площадок разделить эти расходы с покупателями или продавцами. Если закон примут, процент возвратов не уменьшится и данные расходы никуда не денутся – скорее всего, они будут транслированы в конечную цену для клиентов, отмечает он.

Кроме того, это скажется на рентабельности бизнеса, уверен эксперт по торговле на маркетплейсах Лео Шевченко. Если запретят платный возврат товаров – своеобразный «штраф» со стороны маркетплейса для клиентов, покупатели начнут заказывать больше товаров и будут меньше выкупать, т. е. ухудшится ситуация с «потребительским терроризмом», опасается Шевченко. Сейчас плата за возврат составляет в среднем около 100 руб. за вещь, говорит он.

Отсутствие диалога с бизнесом может негативно сказаться на рынке, в частности на малых предпринимателях, отмечает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Дело в том, что в случае отмены платы за возврат товара и ограничения максимального размера комиссии 10% по всем категориям товаров вместо текущего дифференцированного подхода маркетплейсы переложат обязанность [компенсировать расходы] с потребителей на продавцов, указывает он.

Доставка продукции в разные регионы стоит неодинаково и продавцам может стать невыгодно доставлять дешевые товары в малонаселенные и отдаленные пункты, отмечает Бурмистров. По этой причине некоторые предприниматели будут либо менять географию поставок, либо закрывать бизнес, указывает он. В то же время негативно инициатива отразится и на потребителях, ведь продавцы могут ввести 100%-ную оплату товара, чтобы быть уверенными в намерении потребителя приобрести, а не просто примерить товар, указывает эксперт.