В Совете Федерации предложили создать государственный маркетплейс

На такой площадке должны продаваться только отечественные товары
Андрей Гордеев / Ведомости

В Совете Федерации 5 марта обсудили возможность создания государственного маркетплейса с российскими товаропроизводителями. С такой инициативой на круглом столе на тему «Законодательное регулирование деятельности маркетплейсов» заместитель председателя комитета верхней палаты по экономической политике Иван Абрамов обратился к заместителю директора департамента развития внутренней торговли Минпромторга Юлии Юдиной.

«Вы не думали, что, чтобы поддержать наших российских товаропроизводителей, может быть, создать свой маркетплейс для именно российских товаропроизводителей с сертификатами? У нас много приличных сервисов сегодня, например «Госуслуги» или «Почта России» – тоже с государственным участием. Зато потребитель будет знать, что вот здесь, на маркетплейсе, товары точно с сертификатом, точно прошедшие все проверки. А самое главное, что вы, наверное, не 20% будете с продавца брать, например, а какую-то минимальную плату», – обратился Абрамов к Юдиной.

«У нас принято считать, что лучше коммерсантов никто не продаст и не продвинет, – заявила в ответ Юдина. – Здесь скорее возможно подумать о том, как сделать так, чтобы маркетплейсы применяли свои маркетинговые возможности в отношении именно отечественных товаров в первую очередь».

По словам Юдиной, «в этом вопросе есть некоторые наработки» – в частности, законопроект о «российской полке», который в текущей редакции обязует маркетплейсы иметь определенное количество карточек отечественных товаров при запросе потребителей на конкретный товар. «Условно, если ты ищешь дезодорант, значит, в первую очередь потребитель должен видеть российский дезодорант и видеть, какие производители производят эту продукцию», – пояснила она.

Законопроект о «российской полке», т. е. о приоритетном размещении российских непродовольственных товаров, обсуждается с весны 2023 г. Как писали «Известия» в мае того года, его разработали «депутаты Госдумы при поддержке Минпромторга» – и на тот момент его действие распространялось только на офлайн-ритейлеров.

В октябре 2023 г. газета сообщила о новой версии законопроекта, в которой эти же требования распространили и на онлайн-платформы, обязав их размещать в поисковой выдаче сначала 50 карточек с товарами российского происхождения, а уже после них все остальные. Но Минэкономразвития этот вариант законопроекта раскритиковало, писали «Ведомости» в конце октября. В своем отзыве Минэк отмечал, что считает «неясным механизм реализации соответствующего положения», так как придется перестраивать алгоритмы, чтобы потребитель продолжал получать предложения о товарах, основанные на его предпочтениях.

Сейчас довольно проблематично определить, что такое российский производитель товаров, заявил в ходе круглого стола директор по корпоративным вопросам «Яндекса» Дмитрий Русаков. «Площадка сегодня не может определить, предоставили ей подлинный сертификат или нет, – объяснил он. – Сейчас мы с Минпромторгом в рамках «российской полки» пытаемся придумать специальный реестр, где бы мы могли брать информацию о том, что производитель действительно российский, действительно производит товар здесь. Если подобный реестр будет вестись, то, конечно, у нас будут технические возможности для того, чтобы этих производителей продвигать».

Сегодня на рынке маркетплейсов сложилась высококонкурентная среда, таких площадок в России уже несколько десятков, прокомментировал «Ведомостям» возможность запуска еще одной площадки президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Установившаяся конкуренция позволяет этому сегменту активно расти и улучшать качество сервисов для потребителей и это абсолютно открытый рынок – сегодня нет препятствий для развития любой подобной площадки, добавил он.

«У нас есть четыре российских маркетплейса на любой вкус: Wildberries, Ozon, «Яндекс маркет» и «Мегамаркет», и зачем нужен еще один, непонятно», – говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Это очень эффективные игроки, которые способны дать потребителю необходимый сервис и активно инвестировать собственные средства в привлечение клиентов.

По словам эксперта, для создания еще одного маркетплейса нужны инвестиции в размере десятков миллиардов рублей. К тому же, отметил он, в ближайшее время будет активно развиваться маркетплейс «Магнит маркет», входящий в состав второй по выручке ритейл-сети «Магнит». Пяти маркетплейсов более чем достаточно для российского рынка, учитывая, что в большинстве стран есть от двух до четырех игроков, среди которых международные (например, Amazon) считает Бурмистров.

Высказывание о создании российского маркетплейса комментировать пока преждевременно, считает представитель Wildberries. Что касается самого законопроекта о маркетплейсах, то компания заявила, что инициатива с ними не обсуждалась и в ближайшее время она сформулирует аргументированную позицию.

«Индустрия e-commerce позволяет зарабатывать миллионам малых и средних предпринимателей, логистическим компаниям, складским операторам и их сотрудникам. Учитывая это, регулярные инициативы о новом регулировании маркетплейсов должны подробно обсуждаться с отраслью и быть нацеленными на долгосрочное стабильное развитие всех участников, а не иметь сдерживающий характер», – сказал представитель Wildberries.

Ozon, «Яндекс маркет» и «Мегамаркет» воздержались от комментариев.

Кроме того, на круглом столе обсуждалось введение выдачи товаров по предъявлению паспорта. В ходе круглого стола Артем Соколов предложил освободить «Почту России» от требований выдавать заказы только по предъявлению паспорта. «Они [требования] излишни. Мы же действительно не просим у каждого клиента паспорт, это не требуется ни в обычной рознице, ни в онлайн-рознице. В этом нет необходимости, все логи и так сохраняются в электронной торговле», – заявил Соколов. Он добавил, что данное требование можно убрать и у других участников рынка.

Сейчас такое требование соблюдает СДЭК. «Ведомости» направили запрос в СДЭК и «Почту России».

Использование паспортов при выдаче заказов представляется «в определенной мере избыточным», так как персональные данные часто «утекают», заявила на круглом столе руководитель экспортного центра «Деловой России» Екатерина Авдеева. «Замечу, что маркетплейсы зачастую знают о нас даже больше, чем налоговые службы. Они даже знают фактическое место жительства и дополнительные телефоны. Поэтому здесь очень важно все-таки обеспечить хранение с учетом того, что эти данные могут использоваться злоумышленниками и, соответственно, приносить достаточно существенный вред», – отметила она.