В Россию в 2023 году ввезли около 448 млн литров вина

В числе крупнейших импортеров в основном ритейлеры
Максим Стулов / Ведомости

В топ-5 крупнейших импортеров в 2023 г. впервые вошли три сетевых ритейлера. Лидером второй год подряд стала управляющая сетями «Пятерочка» и «Перекресток» X5 Group (импорт – 40,1 млн л), на 2-м месте «Магнит» (31 млн л), затем идут структура Novabev Group «Синергия-импорт» (28,5 млн л), сеть магазинов спиртного «Красное и белое» (25,8 млн л) и «Бакарди рус» (25,7 млн л), рассказал «Ведомостям» источник, знакомый с данными Федеральной таможенной службы (ФТС).

Всего в 2023 г. в Россию ввезли около 448 млн л вина (тихого, игристого и крепленого), сообщили два источника «Ведомостей». В 2022 г. Россия импортировала 405,1 млн л вина (на 10% больше, чем в 2021 г.), писал РБК. Представитель ФТС напомнил, что служба с 2022 г. временно приостановила публикацию информации об импорте.

Представитель X5 Group подтвердил эти данные, добавив, что рост прямых поставок компании из-за рубежа в этой категории составил около 9% год к году. Представитель «Магнита» отметил, что рост объемов прямого импорта вина в 2023 г. обусловлен низкой базой 2022 г. Novabev Group почти половину собственной и импортируемой продукции (46,1%) реализует через свою сеть алкомаркетов «Винлаб», писали ранее «Ведомости» после публикации отчетности компании. В Novabev Group, Mercury Retail (владеет сетями алкомаркетов «Бристоль» и «Красное и белое») и в «Бакарди рус» не ответили на запрос.

Около 80% всего импортируемого вина в натуральном выражении ввозится в Россию торговыми сетями или связанными с ними структурами, говорит руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. Хотя еще в 2018 г. доля прямого импорта ритейлеров была всего около 20%, отмечает эксперт. Сети стремятся перевести на прямой ввоз все большую долю поставок, чтобы повысить контроль над импортом и вносить обязательную с 2022 г. предоплату поставщикам: у небольших посредников иногда просто не хватает средств на нее, поясняет Ставцев.

Действительно, федеральные сети с 2018 г. начали мощно наращивать долю собственного импорта дешевых вин, чтобы исключить посредников и сохранять низкие цены, зарабатывая на наценке около 30%, говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. По его словам, несмотря на то что с 1 августа 2023 г. пошлины на вина из недружественных стран были повышены с 12,5 до 20%, на ценниках в рознице это до сих пор почти не сказалось.

Активный рост ввоза в 2022 и 2023 гг. – это так называемый индекс профицита, т. е. игроки рынка из-за колебаний курса и в ожидании повышения пошлин наращивали запасы вин, опасаясь прекращения импорта, говорит Ставцев.

По данным Дробиза и Ставцева, в декабре 2023 г. импорт упал на 35%. Увеличение пошлин и санкционные ограничения оказали ожидаемое воздействие – во втором полугодии 2023 г. отмечается падение относительно аналогичного периода 2022 г., говорит руководитель портфеля винных брендов Luding Group Евгений Щербаков. Скорее всего, в I квартале 2024 г. этот тренд продолжится, полагает Ставцев. «Мы не видим предпосылок для увеличения объемов импорта в 2024 г.», – добавляет представитель «Магнита».

В поставках вин из-за рубежа идет переориентация на дружественные страны – ЮАР, Грузию и др., отмечает Дробиз. По словам представителя X5 Group, ритейлер продолжит расширять географию импорта, в том числе обратит больше внимания на страны СНГ, Азии и Латинской Америки, также компания тестируют поставки новинок из Бразилии, Турции, Китая, Индии. Компания также продолжает наращивать прямой импорт из Грузии, ЮАР, Чили, Аргентины, Азербайджана, Армении и других стран.

Кроме того, рынок ожидает, как скажется на продажах отложенное (благодаря сделанным запасам) воздействие на цены повышения пошлин и трехкратного увеличения акциза на все вина с 1 мая 2024 г. до 108 руб. за литр (вместо 35 руб. за литр ранее). Дробиз прогнозирует, что дешевые вина начнут дорожать к лету, по итогам года в розничных продажах сохранится распределение отечественных и импортных марок 50/50. «Пока до конца не понятно, как отреагирует потребитель, но я считаю, что покупатели зарубежных вин не будут массово переключаться на отечественные или другие алкогольные напитки», – полагает Дробиз.

Тренд по наращиванию доли ритейлеров за счет увеличения прямого импорта продолжится и в числе лидеров рейтинга стоит ожидать появления и других продовольственных ритейлеров, например «Ленты», которая в прошлом году приросла сразу более чем на 2000 магазинов за счет покупки сети «Монетка», считает старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. Также в феврале 2024 г. «Лента» объявила о создании сети алкомаркетов «Вингараж».

Ситуация вынуждает традиционных импортеров менять бизнес-модель, особенно это касается тех, кто раньше строил бизнес на поставках для федеральных сетей и сейчас теряет эти объемы, отмечает Ставцев. По его словам, они переключились на федеральные сети второго эшелона, на региональную розницу, а также занялись диверсификацией каналов продаж: развивают корпоративные продажи, собственную розницу, сбыт через общепит.

Торговые сети закрывают нишу самого недорогого сегмента собственным импортом. «Мы, со своей стороны, помимо собственных брендов производим собственные торговые марки для сетей и активно развиваем данное направление», – говорит Щербаков. Ladoga не является поставщиком массмаркетного вина в федеральные сети: в этой категории компания работает с локальной и региональной розницей, HoReCa (общепит и отельный бизнес), говорит президент компании Вениамин Грабар.

При этом то, что лидирующие места занимают импортеры из ритейла за счет ввоза недорогих вин, соответствует общемировой практике, указывает исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин. По его словам, поэтому Fort и ряд других операторов алкогольного рынка работают в более высоком ценовом сегменте. Так, компания в 2023 г. импортировала около 3 млн л (средняя цена – $6,7 за литр). В то время как ритейл в основном ввозит вино по себестоимости 0,7–1 евро, что позволяет игрокам разделить рынок, резюмирует Дробиз.