Экспорт Россией метанола в 2023 году просел на четверть

Производители пытаются заместить ЕС за счет рынков Китая и Турции
Максим Стулов / Ведомости

Экспорт метанола из России упал в прошлом году на 25% к 2022 г. и составил около 1,6 млн т, подсчитали для «Ведомостей» аналитики Neft Research. Отгрузки за рубеж снизились на фоне сокращения поставок в Европу, которая для отечественных заводов много лет являлась основным рынком сбыта, следует из данных компании. В 2022 г. крупнейшими импортерами российского метанола были Финляндия, закупившая 730 000 т, и Польша – 600 000 т.

Евросоюз (ЕС) запретил импорт метанола из России в октябре 2022 г. в рамках восьмого пакета санкций, но до июня 2023 г. действовал переходный период – разрешались поставки по уже заключенным контрактам.

По итогам прошлого года поставки в Финляндию просели в 6 раз, составив 120 000 т, в Польшу – в 2,5 раза до 240 000 т. Негативный тренд также подтверждает статистика UN Comtrade (база данных ООН). Согласно ей, в прошлом году перестали покупать российский метанол Румыния, Германия, Швеция, Словакия, Латвия и ряд других европейских стран.

На этом фоне российские компании стали искать возможности поставок на другие рынки. Крупнейшим потребителем российского метанола в прошлом году стал Китай, следует из данных Neft Research. На него пришлась почти половина экспорта, или 760 000 т, поставки выросли в 6 раз к уровню 2022 г. Ранее Китай не был приоритетным направлением из-за высоких логистических затрат, а единственный в России специализированный терминал по перевалке метанола в Находке использовался для отгрузки светлых нефтепродуктов, говорит руководитель направления консалтинга Neft Research Александр Котов.

Крупным импортером в прошлом году также стала Турция. Поставки в эту страну в 2023 г. к предыдущему году выросли почти вдвое до 230 000 т. Существенный объем метанола был экспортирован в Индию (80 000 т). Тем не менее полностью перенаправить экспорт из Европы на другие рынки российским компаниям в прошлом году не удалось, следует из статистики.

На фоне падения экспорта метанола снизился также объем его выпуска в России. По данным Neft Research, в прошлом году он просел на 13,5% до 3,9 млн т. Для сравнения: в 2021 г. до начала СВО на Украине и ужесточения антироссийских санкций в РФ ежегодно выпускалось 4,5 млн т этого продукта, а экспорт составлял 1,9 млн т.

Метанол – производное метана, основного компонента природного газа. В нормальных условиях метанол находится в жидком состоянии, поэтому удобен для транспортировки. В связи с этим производством этого продукта интересуются в том числе газовые компании. Крупнейшими производителями в России являются «Метафракс», «Тольяттиазот» (принадлежит «Уралхиму»), «Щекиноазот», «Томет», НАК «Азот» (входит в «Еврохим») и «Газпром метанол».

«Ведомости» направили запросы в пресс-службы этих компаний, а также в Минпромторг и Минэнерго.

Сейчас готовится несколько новых крупных проектов по выпуску метанола в России. Так, Якутская топливно-энергетическая компания (ЯТЭК) в 2017 г. сообщала о планах построить завод стоимостью около $1 млрд. Мощность первой линии должна была составить около 1,75 млн т в год, запуск планировался в 2022 г. Но в 2023 г. ЯТЭК передала оператора строительства завода – ООО «Якутский газоперерабатывающий комплекс» – компании А-ТЭК (входит в «А-проперти» Альберта Авдоляна, контролирует саму ЯТЭК).

Компания «Русхим газ» планирует создать предприятие по выпуску 1,8 млн т метанола в год на базе Коровинского и Кумжинского газоконденсатных месторождений в Ненецком АО, где ранее планировалось строить завод «Печора СПГ». Выпускать метанол также собирался «Новатэк» в рамках проекта «Обский ГХК», но по нему нет окончательного инвестрешения.

«Ведомости» направили запросы в «Новатэк», «А-проперти» и группу «Русхим».

Зачем нужен метанол

Метанол (метиловый спирт) – бесцветная ядовитая жидкость, по запаху напоминающая этиловый (пищевой) спирт. Он применяется в качестве растворителя для очистки бензина, как реагент для осушки природного газа, а также в виде высокооктановой добавки к моторному топливу, повышающей мощность двигателя. Кроме того, метанол используют при производстве химических удобрений, уксусной и муравьиной кислот, биодизельного топлива.

Сокращение экспорта российского метанола обусловлено исключительно падением отгрузок в европейском направлении, говорит старший консультант компании «Имплемента» Иван Тимонин. Руководитель практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Kept Максим Малков напоминает, что крупными импортерами были в том числе финские химические компании и трейдеры. При этом ситуация на российском рынке, по мнению Тимонина, стабильна: в 2017–2023 гг. объем потребления составлял в среднем 2,3–2,6 млн т. Поэтому определяющим фактором для сокращения производства продукта в России стало именно падение экспорта, констатирует он.

Возможности по переориентации поставок метанола в Азию ограничены не только емкостью доступных рынков, но и логистикой, указывает Тимонин. Котов поясняет, что специализированных мощностей на Дальнем Востоке для существенного увеличения экспорта метанола недостаточно, а на юге страны они и вовсе отсутствуют. К тому же основные предприятия-экспортеры расположены в европейской части страны и поставки по железной дороге на Дальний Восток находятся «на грани рентабельности», добавляет он.

Контрактная цена на метанол в Китае в марте этого года, по данным Neft Research, составляет $370 за 1 т (-6% к марту прошлого года). В Европе 1 т этого продукта сейчас стоит около $525. Малков не исключает, что избыток предложения метанола на азиатских рынках может привести к дальнейшему снижению цен и, как следствие, к маржинальности поставок.

Аналитики Neft Research прогнозируют продолжение роста поставок в Китай и Турцию. Но общий объем экспорта, по их мнению, не дотянет до уровня 2022 г. Ожидать серьезного роста потребления метанола внутри России в ближайшие годы также не стоит, полагают они. По оценке «Имплементы», внутренний рынок может обеспечить рост спроса, но в ограниченном объеме: к 2030 г. потребление метанола в РФ может вырасти до 2,7 млн т с 2,3 млн т в 2023 г.

В подготовке статьи участвовал Александр Волобуев