Число магазинов крупных продуктовых сетей по итогам 2023 г. превысило 124 000

Средняя площадь торговых точек сокращается из-за роста дискаунтеров и малых форматов
Максим Стулов / Ведомости

Общее количество торговых объектов 200 крупнейших продуктовых сетей России по итогам 2023 г. выросло до 124 176 (+12 776 объектов за год), а их совокупная торговая площадь – на 7,6% до 37,86 млн кв. м (+2,68 млн кв. м), говорится в исследовании Infoline, с которым ознакомились «Ведомости». При этом доля 10 крупнейших сетей (X5 Group, «Магнит», Mercury Retail Group, «Лента», «Светофор» и др.) в приросте торговой площади увеличилась по сравнению с 2022 г. на 4,4 п. п. до 75,1%, следует из документа.

В некоторых регионах совокупная доля площадей, занимаемых федеральными сетями, превышает 75% рынка, например в Центральной России, отмечает директор Союза независимых сетей России Иван Бабухадзе. По его словам, в том числе в последнее время крупные сети увеличили присутствие в регионах за счет интеграции в местный бизнес, т. е. не выкупа договоров аренды с последующей трансформацией в магазины своего бренда, а через приобретение доли в бизнесе. «Таким образом, региональные сети сохраняют бренд и продолжают работать», – говорит Бабухадзе.

Например, «Магнит» осенью 2023 г. приобрел 33,01% долей в уставном капитале крупнейшей на Дальнем Востоке по числу магазинов и выручке торговой сети «Самбери» у ООО «ДВ Невада». А X5 Group в течение 2023 г. купила сети «Покупочка» и «Покупалко», «Виктория» и «Дешево», а также «Гроздь» и «Амба».

Среди основных трендов на рынке – продолжающееся уменьшение площадей торговых точек, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Это происходит в том числе за счет сокращения числа открытий крупноформатных объектов: доля гипермаркетов и супермаркетов в структуре торговой площади сократилась на 1,2 п. п. до 14,3% и на 1,1 п. п. до 9% соответственно, рассказывает он.

Основной фокус сместился на дискаунтеры – как мягкие («Пятерочка», «Магнит»), так и жесткие («Чижик», «Моя цена»), а также на магазины у дома мини-формата («Вкусвилл»), говорит Бурмистров. Кроме того, активно развиваются такие малые форматы стрит-ритейла, как «Магнит рядом», франшиза «Около» X5 Group, «Красное и белое» и «Бристоль» группы Mercury, у которых объекты очень компактные, добавил эксперт.

X5 активно развивает и дискаунтеры, и формат у дома, подтверждает представитель компании. «Пятерочка» в 2023 г. открыла более 2000 магазинов, «Чижик» – порядка 1000 магазинов и вышел в Сибирь. На фоне стабильного потребительского спроса развитие этих торговых сетей остается одним из важнейших приоритетов для группы, подчеркнул собеседник.

Представитель «Магнита» указал на «отчетливый тренд на приближение магазинов к покупателям, что в том числе обусловливает постепенное сокращение средней площади торговых точек». Компания в конце 2023 г. запустила пилотный формат магазинов «Магнит рядом», средняя площадь которых составляет всего около 100 кв. м, а ассортимент включает в себя только самые базовые позиции. Емкость сегмента магазинов такого формата «Магнит» оценивает в 12% от всего рынка продуктов питания.

«Вкусвилл» за 2023 г. открыл более 200 мини-магазинов (60–80 кв. м) из 531 в целом.

Большое количество магазинов у дома со своим ассортиментом и возможностью сделать заказ онлайн, по сути, любой продукции нивелирует преимущество широкого ассортимента гипермаркетов, отмечает директор практики по стратегии роста и продаж компании «Рексофт консалтинг» Кирилл Малышев. По его словам, поэтому сейчас происходит эволюция гипермаркетов, которые начинают использовать свои площади для производства готовой еды, выделять зону кафе, работать в качестве даркстора и т. д.

Как сократилась площадь магазинов

В 2023 г. продолжился тренд на снижение средней торговой площади – на 3,4% до 304,26 кв. м, отмечается в исследовании Infoline. Средняя площадь торговых объектов в формате гипермаркета по итогам 2023 г. составила 5250 кв. м, в формате супермаркета – 940,4 кв. м, дискаунтера – 404 кв. м, магазина у дома – 99,7 кв. м.

«Эта эволюция будет происходить в зависимости от изменения предпочтений конечных потребителей, а их предпочтения в последнее время меняются очень быстро», – говорит эксперт. Например, «Азбука вкуса» развивает экосистему питания разных форматов и фудсервисов, вступает в конкуренцию в разных сегментах, в том числе с ресторанным бизнесом, добавляет ее представитель. Форматы с кафе и открытыми кухнями развивают также X5 Group, «Магнит» и другие сети.

10 крупнейших продуктовых сетей увеличили суммарную выручку в 2023 г. на 14,1% до 9,1 трлн руб., следует из материалов исследования Infoline. В 2023 г. оборот продовольственной розницы в фактических ценах должен был вырасти до 22,74 трлн руб., увеличившись в сопоставимых ценах на 0,7–1%, оценивала летом прошлого года M.A.Research на основе прогноза МЭР. По данным Росстата, оборот розничной торговли в 2023 г. в сопоставимых ценах вырос на 6,4% до 47,4 трлн руб. В структуре оборота в прошедшем году доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составила 48%, непродовольственных товаров – 52%.

Один из основных вызовов, с которыми предстоит столкнуться ритейлерам в будущем, – это дефицит рабочей силы, говорит Малышев. «Учитывая текущую ситуацию на рынке труда, мы планируем повышать эффективность бизнес-процессов и производительность труда, делая акцент на таких сферах, как автоматизация и логистика», – говорит представитель X5 Group.

Конкуренция за помещения площадью 200–1000 кв. м и в малых форматах до 100 кв. м в 2024 г. только усилится, прогнозирует Бурмистров. Но пока недостатка в свободных площадях для небольших форматов торговые сети не испытывают. По словам директора направления стрит-ритейла NF Group Ирины Козиной, продуктовый ритейл в жилых комплексах является одним из наиболее устойчивых сегментов арендаторов, который всегда востребован независимо от общей экономической ситуации.