«Почта России» ведет переговоры об импортозамещении софта для сортировочных машин

Это одно из самых сложных и дорогих решений в сегменте промышленного ПО
Софт для сортировки может быть востребован в аэропортах, на складах маркетплейсов и в комплексах обработки почты/ Евгений Разумный / Ведомости

«Почта России» обсуждает с IT-компанией «Рексофт» возможность импортозамещения ПО, необходимого для управления сортировочными машинами. Об этом 2 апреля на встрече с журналистами рассказал заместитель генерального директора по IT и развитию цифровых сервисов «Почты России» Дмитрий Ильин. Сейчас госкомпания обсуждает «возможности будущего сотрудничества», но никаких окончательных договоренностей на текущий момент нет, уточнил «Ведомостям» представитель «Почты России». Представитель «Рексофта» отказался от комментариев.

Проблема с импортозамещением софта на сортировочной машине заключается в том, что, как правило, производители такого оборудования самостоятельно разрабатывают и устанавливают систему управления, объяснил Ильин. По его словам, основной целью является замена системы управления контроллерами, потому что сейчас это проприетарный продукт производителей сортировочных машин или их поставщиков. «Это иностранное ПО для нас действительно является достаточно критичным, так как иногда требуется внести некоторые изменения», – говорит топ-менеджер. Он также уточнил, что компания планирует импортозаместить систему сортировки к середине 2025 г.

«Чаще всего в сортировочных машинах используются контроллеры производства [немецкой] компании Siemens, – объясняет Ильин. – На отечественном рынке это производство только налаживается. Над контроллерами стоит SCADA-система (система диспетчерского управления и сбора данных. – «Ведомости») и ERP-система (система управления предприятием. – «Ведомости»)».

Среди других важных систем для импортозамещения он назвал систему управления транспортными перевозками (TMS), которая сейчас сделана на иностранном продукте. «Мы достаточно долго искали, чем ее можно импортозаместить. Сейчас ведем переговоры с одной из отечественных компаний, у которой есть похожий продукт, который, вероятно, подлежит достаточно большой кастомизации, но, скорее всего, мы сможем его развить до нужного нами уровня», – рассказал топ-менеджер. С какой именно компанией «Почта России» ведет переговоры, Ильин не уточнил.

Представитель «Почты России» отметил, что сейчас компания в процессе оценки возможностей рынка по импортозамещению TMS-систем, но на настоящий момент партнер не определен.

Аналогичная проблема с импортозамещением софта может возникнуть в аэропортах при разборе багажа, отметил Ильин. «Там такая же механика, как и в «Почте России». Это проблема не только Почты, поэтому мы привлекаем компании, которые в этом направлении уже работают», – добавил он.

В августе 2023 г. директор департамента транспорта и логистики компании «Рексофт» Александр Семенов говорил «Ведомостям», что компания обеспечила переход оборудования для управления обработкой багажа в московском аэропорту «Домодедово» на отечественный софт. Система заработала в новом терминале для обслуживания международных рейсов, уточнял он. Это был первый случай запуска иностранного оборудования в крупном аэропорту на российском ПО. Ранее в терминале использовалось оборудование нидерландской компании Vanderlande Industries, которая покинула российский рынок в марте 2022 г.

Тогда источник «Ведомостей» в компании – поставщике IT-решений для авиационной отрасли объяснял, что программно-аппаратные комплексы (ПАК) и софт системы сортировки багажа – одна из самых затратных частей при создании аэропорта после расходов на бетон. Разработка только софта, по его оценкам, может стоить несколько миллионов долларов. Например, в мае 2023 г. московский аэропорт «Шереметьево» заказал доработку ПО, его внедрение и техническую поддержку для замены софта Vanderlande и других вендоров в составе ПАКа по управлению системами обработки багажа на сумму более 1,25 млрд руб., следовало из протокола заседания тендерной комиссии к закупке.

Использование управления сортировочными машинами будет всегда востребовано в компаниях с большим потоком посылок, в частности в маркетплейсах, которые оперируют большими складскими площадями, или в аэропортах, добавил гендиректор компании «Смарттурботех», эксперт рынка НТИ TechNet Андрей Скатин.

Сейчас наибольшие трудности в части импортозамещения у компаний возникают в сегменте промышленного софта, к которому относится и ПО для сортировочных установок таких производителей, как японская Toshiba, Siemens и Vanderlande, говорит руководитель департамента цифровых решений агентства «Полилог», автор Telegram-канала «ГОС ИТ Богатырева» Людмила Богатырева. На начало 2022 г. у России не было зрелых и конкурентоспособных аналогов ряда промышленного софта, продолжает она. По словам эксперта, основная сложность замещения подобного рода решений в том, что их трудно создать «одномоментно», на это требуются годы и масштабные инвестиции.

Богатырева отметила, что «Рексофт» еще в 2022 г. автоматизировал для «Почты России» логистические процессы, включая транспортировочные линии, зоны сортировки, зоны комплектации и др. «Думаю, у компании есть необходимая экспертиза и наработки, чтобы импортозаместить ПО, которое управляет сортировочными машинами», – заключила она.

«Рынок разработки такого софта достаточно узкий, ее всегда вели крупные логистические и торговые компании. Часто они обращались к западным подрядчикам, например к немецкому системному интегратору SSI Schaefer», – подтверждает Скатин.

Система, которая находится на стыке взаимодействия оборудования и информационных систем, всегда является сложносоставной, уточняет Скатин. Он пояснил, что тут необходимо как управлять самим оборудованием, так и интегрировать его с автоматизацией бизнес-процессов на уровне учетных и ERP-систем. В системе сортировки, безусловно, есть общие части, например взаимодействие с датчиками и лентами, но сам процесс сортировки в некотором смысле является уникальным, так как важно учитывать геометрию помещений и конструкцию самой машины, подчеркивает он.