Российское юрлицо Ritter Sport получило убыток почти в полмиллиарда рублей

Эксперты связывают потери с валютными курсами и ростом цен на какао-бобы
Российский рынок для Alfred Ritter – второй крупнейший после немецкого/ Евгений Разумный / Ведомости

Российское ООО «Риттер спорт шоколад», которое занимается импортом шоколада под маркой Ritter Sport, зафиксировало чистый убыток по РСБУ в 478 млн руб. в 2023 г. против чистой прибыли в 1,1 млрд руб. в 2022 г., согласно данным «СПАРК-Интерфакса». При этом выручка компании выросла почти на 10% год к году – с 7,5 млрд до 8,2 млрд руб.

Головная немецкая компания Alfred Ritter GmbH & Co. KG ранее отчиталась о росте выручки на 5% до 565 млн евро в 2023 г. Ее генеральный директор Андреас Ронкен заявлял в интервью немецкому агентству DPA, что на российский рынок приходится чуть менее 10% выручки группы, эта доля несколько снизилась в 2023 г. из-за ослабления курса рубля. По его словам, немецкая компания продолжает официальные поставки в Россию, так как в противном случае ей пришлось бы сильно сократить закупки какао-бобов у африканских фермеров, что привело бы к их разорению. Прибыль от продаж в России компания направляет в «благотворительные организации» на Украине: в 2022 г. это было около 1,5 млн евро, в 2023 г. – около 990 000 евро, заявлял Ронкен. В компании не ответили на запрос «Ведомостей».

Немецкая марка шоколада Ritter Sport принадлежит Alfred Ritter GmbH & Co. KG, семейной компании, созданной Альфредом и Кларой Риттер в 1912 г. Шоколадка отличается квадратной формой и задумывалась так, чтобы помещаться в карман спортивной куртки. Шоколад Ritter Sport производится только на заводах в Вальденбухе в Германии и Брайтенбрунне в Австрии и поставляется более чем в 100 стран, по данным сайта компании.

Российский рынок для Alfred Ritter – второй крупнейший после немецкого. После начала СВО, 29 марта 2022 г., немецкая компания сообщила, что продолжит поставки в Россию, за что подверглась критике. Позже Alfred Ritter рассказала немецким СМИ, в какие гуманитарные организации направила прибыль от российского бизнеса. Это немецкие фонды, которые закупают для Украины мобильные клиники и машины скорой помощи, помогают жителям готовиться к зиме и т. д.

Из отчета российской «дочки» о прибылях и убытках видно, что продажи компании в 2023 г. выросли на 10%, но при этом себестоимость проданной продукции увеличилась на 50% год к году, говорит ведущий аналитик «Велес капитала» Артем Михайлин. На фоне резкого роста себестоимости валовая прибыль сократилась на 81% год к году. За вычетом коммерческих и управленческих расходов получился убыток от продаж, который впоследствии перешел в чистый убыток в размере 478,9 млн руб., поясняет аналитик.

В 2023 г. марка Ritter Sport опустилась с 4-го на 6-е место в рейтинге «NTech-500» аналитической компании NTech с долей рынка 7,9% в продажах в денежном выражении, уступив два места брендам «Аленка» (8,7%) и «Бабаевский» (8,3%) (производители входят в холдинг «Объединенные кондитеры»). Первые три места в рейтинге, как и в прошлом году, занимают шоколадки Alpen Gold (20,2%) и Milka (17,2%) американской компании Mondelez International и «Россия щедрая душа» (10,5%) швейцарской Nestle.

2023 год был для производителей шоколада более сложным, чем 2022-й, напоминает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, весной 2022 г. из-за скачка валютных курсов ряд производителей потребительских товаров смогли повысить цены, хотя их расходы не росли такими темпами. А в 2023 г. росли издержки, связанные с закупками сырья, сложной логистикой – как сырья из Африки из-за ситуации в Красном море, так и готовой продукции из Европы – и ослаблением курса рубля, указывает эксперт. По словам Бурмистрова, в 2024 г. проблемы с логистикой и стоимостью сырья только усиливаются. Кроме того, ужесточается конкуренция, а иностранные компании, которые ограничили маркетинговую активность на территории России, сталкиваются с большим давлением со стороны локальных игроков, добавляет он.

По данным Росстата, потребительские цены на шоколад непрерывно растут с октября 2023 г. Тогда цена составляла 1016,78 руб. за 1 кг, в феврале 2024 г. – 1043,6 руб. В феврале 2024 г. они лишь незначительно превысили уровень того же месяца 2023 г. (1039,87 руб. за 1 кг). Производство шоколада в январе – феврале 2024 г. сократилось год к году с 56 600 до 55 000 т, общий объем упакованного шоколада за 2023 г. – 300 800 т.

Ранее производители шоколада за рубежом начали снижать количество какао в продукции из-за подорожания сырья. Рост цен на какао-бобы привел и к приостановке работы ряда крупнейших заводов по их переработке в Кот-д’Ивуаре и Гане.

2 апреля 2024 г. правительство Кот-д’Ивуара сообщило, что фермеры отправили на экспорт 1,3 млн т какао в период с 1 октября 2023 г. по 31 марта 2024 г., и это на 27,8% ниже, чем за аналогичный период в 2022–2023 гг. В прогнозах на 2024 г. крупный швейцарский трейдер Ecom Agroindustrial оценил падение урожая (сбор завершится в сентябре) в Кот-д’Ивуаре в 21,5% до восьмилетнего минимума в 1,75 млн т. Совет по какао Ганы (второй крупнейший в мире производитель какао-бобов) ранее сообщил о том, что урожай какао-бобов прогнозируется на уровне 422 500 т – в 2 раза ниже изначального прогноза и минимум за 22 года – из-за плохой погоды и болезней растений. Прогноз урожая какао-бобов в Нигерии также снизился с 90 000 до 76 500 т.

Из-за самого сурового дефицита сырья за последние 40 лет покупатели какао-бобов вносят 100%-ную предоплату из-за опасений, что поставки из Западной Африки могут сорваться, писало Bloomberg. Фьючерсы на какао на биржах выросли почти в 2,5 раза с начала года. Майский фьючерс на какао на американской бирже ICE Futures, по данным на 16.30 3 апреля, составлял $9779,5 за 1 т (рекордная планка в $10 120/т была зафиксирована 1 апреля). В начале года фьючерсы там же торговались по стоимости $4275 за 1 т (данные на 2 января).