Повышенные энерготарифы для населения оказались недостижимыми

Почти все регионы решили максимально завысить потолок энергопотребления для граждан
Чтобы достичь уровня повышенных энерготарифов, населению в среднем потребуется увеличить объем потребления электроэнергии примерно в 5 раз/ Андрей Гордеев / Ведомости

Из 57 регионов России, внедрявших дифференцированный тариф на электричество для населения, только Калининградская область установила потолок для низкого тарифа, близкий к реальному потреблению. Такие выводы содержатся в исследовании Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, с которым ознакомились «Ведомости».

На внедрении регионами принципа «чем больше потребляешь, тем дороже каждый киловатт-час» настаивали правительство и Минэнерго. Это должно помочь снизить объем перекрестного субсидирования в энергетике, когда промышленность и другие коммерческие потребители доплачивают за заниженные тарифы населения. Также дифференцированные тарифы призваны вытеснить майнеров криптовалюты из жилого сектора на коммерческие контракты с энергетиками. Для этого регионам с 1 января 2024 г. разрешили превышать предельный объем «перекрестки» только в случае постепенного перехода на дифференцированный тариф для граждан.

Попытки ввести норматив потребления для населения предпринимались еще в 2018–2019 гг., когда ТЭК курировал в должности вице-премьера Дмитрий Козак. Тогда также предлагалось вводить потолок месячного потребления по льготным тарифам и повышать стоимость 1 кВт ч при превышении нормативов. Но пять лет назад реформу так и не решились запустить. В итоге механизм дифференциации, позволивший регионам самостоятельно определять соцнорму, был принят лишь в конце 2021 г.

Как дифференцируют тарифы

Концепция дифференцированных тарифов предусматривает для домохозяйств три уровня оплаты за потребленное электричество. Первый – в пределах установленного на региональном уровне месячного лимита (льготный тариф сохраняется), второй – с его небольшим превышением (применяется более высокая ставка) и третий – при высоком объеме потребления. В последнем случае физлицам придется оплачивать электроэнергию по рыночной цене – как небольшим промышленным потребителям с присоединенной мощностью до 670 кВт.

По данным экспертов ВШЭ, в шести из 57 субъектов РФ действует соцнорма (т. е. норматив устанавливается не на домохозяйство, а на человека). 32 региона России вообще не проводили никаких реформ оплаты электроэнергии для населения. В их числе оказалась и Иркутская область, в 2021 г. первой поднявшая вопрос о повышении платы физлиц за электроэнергию для борьбы с бытовым майнингом в гаражах и квартирах. «Ведомости» писали об этом 31 октября 2021 г.

В анализ ВШЭ не вошли Крым, Севастополь, ЛНР, ДНР, Запорожская область и Херсонская область. Ступенчатая дифференциация тарифов на этих территориях «применялась исторически до введения в общее нормативно-правовое поле РФ и не может рассматриваться в рамках корректного сопоставления», пояснил директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим.

До потолка не допрыгнуть

Минимальный порог первого диапазона оплаты установила Калининградская область на уровне 130 кВт ч в месяц, максимальный – Хакасия и Башкирия (20 000 кВт ч в месяц), следует из данных ВШЭ. «Ведомости» направили запросы в эти регионы. При этом Калининград – исключение из правил, поскольку остальные регионы, которые ввели дифференцированный тариф, установили планку не ниже 1000 кВт ч в месяц. Большинство субъектов Федерации – 62% – установили границу первого диапазона потребления от 10 000 до 11 000 кВт ч в месяц.

При этом в 2023 г. потребление среднестатистического домовладения, по расчетам ВШЭ, составило около 2500 кВт ч в год, или всего 206 кВт ч в месяц. Таким образом, средняя планка дифференциации минимум в 5 раз выше среднемесячного уровня потребления населения.

В среднем по России уровень «недоплаты» населения за электричество (вследствие занижения тарифов относительно реальной себестоимости электроэнергии), согласно расчетам ВШЭ, составляет 1,54 руб./кВт ч. С учетом того что средний тариф для населения – 5,36 руб./кВт ч, объем недоплаты бытовыми потребителями составляет 29% от текущих цен. По регионам, в которых введена дифференциация тарифов для населения, указанный показатель составляет 1,68 руб./кВт ч, что на 9% выше среднего по стране, говорится в исследовании.

По данным ВШЭ, превышение фактического объема перекрестного субсидирования в регионах, где введен механизм разделения тарифов для населения по потреблению, в этом году составило 50,64 млрд руб., или 32%. Общий объем перекрестного субсидирования в энергокомплексе в этом году достигнет рекордных 300,6 млрд руб., превысив прошлогодний показатель на 2%. В 2023 г. рост к предыдущему году составил 18%. По оценкам ВШЭ, чтобы обеспечить соответствие фактического уровня перекрестного субсидирования предельным ограничениям 2022 г., дополнительная индексация тарифов для физлиц должна была составить 10–23% в зависимости от субъекта, а полная ликвидация «перекрестки» привела бы к росту тарифов на 49–90%.

Заставить регионы, где превышены лимиты «перекрестки», перейти на дифференцированные тарифы, старается и ФАС. Например, служба уже отменила энерготарифы на 2024 г. в Иркутской области, установленные регионом. Представитель ФАС заявил «Ведомостям», что ведомство подготовило законодательные изменения для решения вопросов, касающихся применения дифференцированных тарифов, сейчас они проходят согласование с федеральными органами власти. В Минэнерго России не ответили на запрос «Ведомостей».

Реформа есть, результата нет

Поскольку федеральный регулятор никаких критериев и ограничений по уровню тарифов в рамках дифференциации не установил, то регионы (повышая планку потребления для дифференциации тарифа. – «Ведомости») пошли по самому безболезненному для себя, но скорее популистскому пути, отмечает директор Сообщества потребителей энергии (лобби энергоемких предприятий) Валерий Дзюбенко. Этот пробел регулирования, по его словам, необходимо ликвидировать, установив критерии и потолок для объемов потребления, которые приведут «к реальному отсечению серой коммерции и элементов роскоши» от льготных тарифов для граждан.

Старший аналитик инвестбанка «Синара» Матвей Тайц отмечает, что текущая практика дифференциации тарифов не позволяет значимо изменить модель энергопотребления. Аналитик ФГ «Финам» Гордей Смирнов соглашается, что текущие значения нижнего порога в дифференцированных тарифах не отсекают от населения «недобросовестных потребителей, использующих электроэнергию в бизнес-целях». Текущая практика регионов, по его словам, вряд ли позволит снизить объемы «перекрестки». Механизм дифференциации тарифов ни в одном из регионов не привел к снижению перекрестного субсидирования, подтверждает Сасим.

Серьезными недостатками методики по снижению тарифов, по его словам, являются отсутствие порядка расчета порога диапазона потребления, возможность устанавливать минимальные темпы прироста стоимости электроэнергии при переходе в следующий диапазон, а также отсутствие нормативно установленной зависимости темпов снижения «перекрестки» и параметров дифференцированных тарифов для населения.

Замдиректора группы корпоративных рейтингов АКРА Денис Красновский считает, что пока рано делать выводы об эффективности механизма, поскольку в подавляющем большинстве регионов дифференцированные тарифы были установлены впервые в 2024 г.