Экспортные цены на российский уголь снизились до минимума почти за три года

Это может привести к падению объемов вывоза топлива на 10–15%
Экспортные поставки угля через порты юга и северо-запада стали нерентабельны/ Андрей Гордеев / Ведомости

Экспортные цены на российский энергетический уголь упали до минимумов с 2021 г. из-за низкого спроса на основных экспортных рынках. Это следует из данных Центра ценовых индексов (ЦЦИ), с которыми ознакомились «Ведомости».

Минимальные уровни были достигнуты еще во второй декаде марта 2024 г., в апреле падение продолжилось. В начале апреля цена на уголь калорийностью 6000 ккал на 1 кг на базисе FOB («с погрузкой на судно») Дальний Восток, по данным ЦЦИ, составляла $95/т. Снижение котировки с начала года составило 6%. Тонна менее калорийного угля, 5500 и 5000 ккал/кг, подешевела на 7% до $86 и на 13% до $67 соответственно.

В портах юга и северо-запада страны экспортные цены, несмотря на дополнительные транспортные расходы, оказались еще ниже. В черноморском порту Тамань уголь калорийностью 6000 ккал в начале апреля стоил $72/т (-13% с начала года), на терминалах в портах Балтийского моря – $61/т (-14%). В последний раз такие цены были в мае 2021 г., сказал «Ведомостям» источник, знакомый с экспортной статистикой.

Основная причина снижения экспортных цен, по данным аналитиков ЦЦИ, – снижение спроса на уголь в Индии и Китае. Российские угольные компании перенаправили в эти страны значительную часть поставок после запрета, введенного Евросоюзом. При этом угольщики вынуждены продавать продукцию с существенными скидками к международным бенчмаркам.

Аналитики ЦЦИ указывают, что сейчас спрос на азиатском рынке снизился из-за наступления «периода межсезонья», когда холодная погода уже прошла, а сезон жары еще не наступил. В то же время растет собственная добыча угля в Индии. По данным министерства угля республики, в 2023/24 финансовом году (с 1 апреля 2023 г. по 31 марта 2024 г.) объем производства угля в стране увеличился на 7% и достиг 997,2 млн т.

Цены на российский уголь снижаются на фоне относительной стабилизации международных котировок. По данным биржи ICE, цена на энергоуголь в австралийском Ньюкасле на базисе FOB, которая является бенчмарком для цен в Азии, с начала года увеличилась на 2,5%, 10 апреля июльские фьючерсы торговались по $134,5/т. В прошлом году эта котировка снизилась почти втрое.

При текущих экспортных ценах поставки российского угля за рубеж становятся нерентабельными, следует из данных ЦЦИ. В обзоре центра отмечается, что экспортные нетбэки в портах юга и северо-запада стали отрицательными. В начале апреля нетбэк в Тамани составлял минус $7/т, в портах Балтики – минус $6/т. Стал отрицательным также нетбэк при поставках угля калорийностью 5000 ккал на 1 кг через порты Дальнего Востока (минус $5/т). Нетбэки для более калорийного угля при поставках через порты ДФО пока положительны и составляют $13/т для угля калорийностью 5500 ккал, $22/т – 6000 ккал.

В результате ЦЦИ уже сейчас фиксирует снижение экспорта через порты северо-запада и юга, констатирует директор ЦЦИ Евгений Грачев. По его словам, до сезонного повышения спроса на уголь в летний период факторов, которые могли бы поддержать экспортные цены, не предвидится.

Существенное снижение цен и рентабельности экспорта подтвердили «Ведомостям» источники в трех угольных компаниях. Один из собеседников отмечает, что в связи с сезонным ослаблением спроса на уголь и общим снижением потребления этого топлива в Европе растут поставки топлива на рынки стран Азии из Колумбии, ЮАР и США, что ведет к обострению конкуренции и оказывает давление на цены. По словам другого источника, снижение цен на отдельные марки российского энергоугля в I квартале достигало 20% в сравнении с ценами конца 2023 г. Дополнительной нагрузкой для угольщиков являются экспортные пошлины, привязанные к курсу валюты, добавляет один из собеседников.

В то же время рост логистических расходов продолжается, отмечают собеседники. По данным одного из них, суммарные расходы на перевозку угля в дальневосточные порты, включающие железнодорожный тариф, стоимость аренды вагонов и стивидорные услуги, превышают 45% цены продажи угля на условиях FOB. С 2021 г. логистические расходы выросли более чем на 70%, уточняет он. Доля логистических затрат в цене угля в западных портах превышает 80%, в том числе железнодорожные затраты составляют порядка $40/т, говорит другой собеседник. Он обращает внимание, что аренда полувагонов остается дорогой, несмотря на их фактический профицит.

В текущих условиях поставки через порты на северо-западе и юге страны для многих производителей уже стали убыточными, а экспорт через порты Дальнего Востока «балансирует на грани рентабельности», отмечают источники. Ситуация вызывает не только снижение поставок за рубеж, но и сокращение производства, утверждает один из собеседников.

В начале 2024 г. компании начали отказываться от перевалки угля в Тамани из-за высоких тарифов на терминале ОТЭКО, достигающих $42/т при базовой ставке $24,5, писала газета «Коммерсантъ». В начале апреля представитель терминала сообщил, что компания сделала «ряд шагов навстречу производителям угля». После этого, по словам собеседника «Ведомостей», знакомого с тарифами на терминале, средняя цена перевалки снизилась до $27/т.

По данным Росстата, в январе – феврале производство угля в России составило 69,9 млн т, что на 0,5% больше, чем за первые два месяца 2023 г. Но в феврале добыча перешла к снижению («Ведомости» писали об этом 28 марта).

Аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев отмечает, что в условиях избытка угля на рынке сохраняются дисконты на российское топливо. Эксперт по энергетике Кирилл Родионов напоминает, что в 2023 г. средний дисконт составил $32,6/т, при этом в течение года он колебался в диапазоне от $17,6/т до $51,7/т.

Руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов отмечает, что в более выгодном положении в текущей ситуации оказываются экспортеры, добычные мощности которых находятся рядом с Восточным полигоном РЖД (БАМ и Транссиб). По данным Альфа-банка, объемы экспорта угля через порты юга и северо-запада в марте резко снизились.

Если ситуация заметно не улучшится, то падение экспорта угля в 2024 г. может составить 10–15%, прогнозирует Калачев. В 2023 г. вывоз угля из России, по данным Минэнерго, сократился на 3,9% к уровню предыдущего года до 212,5 млн т, добыча – на 1,1% до 438,7 млн т.

По оценке Калачева, мировые цены на уголь в этом году могут стабилизироваться на уровне $120–150/т. Красноженов прогнозирует рост цен на энергоуголь на рынках Азии во II квартале на фоне ожидаемого увеличения спроса на электроэнергию в регионе.

«Ведомости» направили запросы в крупные угольные компании.