Магазины товаров для ремонта и дома уступают долю рынка в онлайне

Мультикатегорийные маркетплейсы уже занимают 42% в онлайн-продажах этого ассортимента
В 2023 г. маркетплейсы нарастили свою долю продаж в сегменте до 41,9% против доли 43,3% у традиционных DIY-игроков/ Евгений Разумный / Ведомости

Десять крупнейших DIY-сетей (товары для строительства и ремонта, а также категория household – товары для дома) выручили в 2023 г. 1,05 трлн руб. во всех сегментах – розничных, оптовых и корпоративных продаж, подсчитало агентство Infoline. Лидером осталась Leroy Merlin с выручкой 566,8 млрд руб. (без НДС и учета продаж сторонних продавцов в интернет-магазине). С учетом продаж крупнейших мультикатегорийных маркетплейсов (Ozon, Wildberries, «Яндекс маркет», «Мегамаркет») оборот крупнейших игроков DIY-сегмента составил 1,33 трлн руб.

В онлайне, по расчетам Infoline, картина другая: за год маркетплейсы нарастили свою долю продаж в DIY-сегменте до 41,9%, доля традиционных DIY-сетей в онлайн-продажах составила 43,3%. Доля «Всеинструменты» в онлайн-продажах – 20,3%, «Петровича» – 10,4%, Leroy Merlin – 9,8%, «Сатурна» – 2%, «Бауцентра» – 0,8%. Оборот маркетплейсов в этом году может увеличиться вдвое, прогнозирует генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Успех маркетплейсов связан с лидерством в привлечении аудитории, ростом сети пунктов выдачи заказов, фокусом на расширение ассортимента и введение дополнительных сервисов, перечисляет он. Среди селлеров активно представлены самозанятые и ИП, у которых ниже налоговая нагрузка, и это дает площадкам преимущества по цене товаров, добавляет Бурмистров. Кроме того, в 2023 г. маркетплейсы смогли решить значимую часть проблем по доставке крупногабаритных товаров – сформировали отдельные склады, запустили успешные пилотные проекты по самовывозу из торговых объектов (например, «Яндекс маркет» и «Оби», также такие проекты есть у «Мегамаркета»), добавляет эксперт.

Представитель Wildberries отметил, что их внутренняя аналитика несколько отличается от представленных Infoline данных, но если говорить про рынок DIY, то покупатель меняет свое поведение и готов покупать в том числе сложные технические и габаритные товары на маркетплейсах. «Мы наблюдаем рост онлайн-продаж мебели и товаров в DIY-сегменте: в 2023 г. продажи товаров для дома на «Яндекс маркете» выросли почти в 3 раза, что сделало категорию одной из самых быстрорастущих», – говорит представитель этой площадки. Мультикатегорийные маркетплейсы помогают закрыть широкий спектр запросов – от покупки мебели и инструментов до бытовой техники или текстиля, особенно если люди уже знают, что им нужно, отметил он.

Клиент может на одной площадке набрать корзину из разных товарных категорий – например, одежду, продукты и шуруповерт, говорит представитель Ozon. Развитие онлайн-продаж в DIY-сегменте подталкивают в первую очередь итоговая цена и удобство – покупатель выбирает из множества предложений самое выгодное, оставаясь дома, согласен представитель «Мегамаркета».

Но борьба далеко не закончена, отмечает Бурмистров. По его словам, на стороне профильных игроков – способность предоставить комплексный сервис по установке и ремонту, наличие товара в одном месте в одно время и возможность экспресс-доставки, а также более высокий уровень доверия к продавцу.

Люди продолжают активно посещать офлайн-магазины, чтобы получить консультацию, посмотреть товар вживую и не ошибиться с выбором, особенно при покупке дорогой продукции и декоративных товаров для ремонта и дизайна, отмечает директор онлайн-бизнеса Leroy Merlin Максим Трухин. «Больше 50% посетителей наших онлайн-витрин приходят к нам не для того, чтобы что-то купить, а чтобы подготовиться к последующей покупке у нас же в офлайне», – говорит он. Трухин уверен, что, несмотря на цифровизацию и развитие онлайн-торговли, этот тренд сохранится и в 2024 г.

Вне сомнения, Ozon и Wildberries будут расти, но в основном на рынке постельного белья, посуды и т. д. – другими словами, на «рынке простой покупки», комментирует директор по маркетингу СТД «Петрович» Игорь Колынин. По его словам, профильные игроки в отличие от маркетплейсов способны предоставить глубокую экспертизу. «Петрович» специализируется на сложных расчетах, комплектации объектов, в корпоративных продажах – на работе с нестандартной матрицей товаров, кредитовании, поставках и т. д., объясняет топ-менеджер. «Мы более экспертно подходим к сегментации клиентов, их потребностям и никогда не будем только витриной товаров», – подчеркивает он.

Кроме того, специализированные магазины могут обеспечить более высокое качество и контроль над товарами благодаря тщательной проверке каждого поставщика, добавляет директор по маркетингу «Всеинструменты» Антон Дегтярев.

Для более успешной конкуренции крупнейшие поставщики начинают формировать отдельные линейки, разделяя ассортимент для своих сетей и для маркетплейсов, говорит Бурмистров. Доля онлайн-продаж в сегменте DIY пока не достигла своего максимума и сохраняется потенциал для дальнейшего роста, добавляет Дегтярев.