В РФ впервые за пять лет снизилось производство безалкогольных напитков

После введения акциза на газировку с сахаром потребители начали переключаться на соки
В РФ впервые за пять лет снизилось производство безалкогольных напитков в начале года/ Евгений Разумный / Ведомости

Производство безалкогольных напитков в январе – феврале 2024 г. снизилось на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. – до 112,2 млн дал. Это следует из статистики Росстата, с которой ознакомились «Ведомости». Ранее выпуск этой продукции стабильно рос. За первые два месяца 2019 г. в нашей стране произвели 76,3 млн дал, в 2020 г. – 87,4 млн дал, в 2021 г. – 94,4 млн дал, в 2022 г. – 107 млн дал, в 2023 г. – 115,3 млн дал.

В торговых сетях продажи газировки за I квартал 2024 г. сократились на 1,1% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., по данным NielsenIQ. Но в денежном выражении рост продаж таких напитков составил 14,5%. Абсолютных значений в компании не раскрыли.

Снижение объемов производства опрошенные «Ведомостями» эксперты объясняют влиянием нескольких факторов. Во-первых, осенью 2023 г. были введены новые экспортные пошлины (с 1 октября 2023 г., в размере от 4 до 7% при курсе выше 80 руб./$. – «Ведомости»), говорит президент Союзнапитков Максим Новиков. По его словам, это могло способствовать тому, что производителям выгоднее было продавать товары на территории России, а не экспортировать. Но при насыщении рынка может происходить замедление и снижение объемов производства, отмечает Новиков.

Во-вторых, некоторое влияние на сложившуюся ситуацию могло оказать введение маркировки на безалкогольные напитки и акциза в 2023 г., говорит он. С 1 июля 2023 г. стали подакцизными безалкогольные напитки, которые содержат сахар. Ставка составила 7 руб. за 1 л. «Обе меры потребовали от индустрии транслирования части затрат в стоимость продукции, а повышение цен, в свою очередь, напрямую связано со спросом и объемами производства», – поясняет Новиков. На это обращает внимание и источник «Ведомостей» в одном из крупных производителей газированных напитков и воды.

Маркировка воды поэтапно вводится в России с 1 сентября 2021 г. Сначала она касалась минеральной воды, затем любой бутилированной: с 1 марта 2022 г. ее обязаны были ввести производители, а с 1 марта 2023 г. считывание кода стало обязательным при продаже в рознице.

«В ходе внедрения маркировки на рынке воды выявилось 460 производителей, которые до этого не отчитывались ни в один орган власти, т. е. в серой зоне находилось более четверти рынка», – сообщила «Ведомостям» руководитель управления безакцизной пищевой продукции ЦРПТ «Честный знак» Юлия Кузьмина.

Маркировка безалкогольных напитков вводится в стране с 2023 г. С 1 декабря 2023 г. коды маркировки наносятся на безалкогольные напитки (кроме соков, нектаров, растительного молока, компотов) в стекле и полимерной упаковке, а с 1 марта 2024 г. – на эти же напитки в банках, в том числе алюминиевых: речь о газировках, лимонадах, энергетиках, квасах. Правительство решило запустить маркировку сладких напитков из-за разросшегося нелегального рынка: по подсчетам НИФИ Минфина, уровень контрафакта составляет порядка 20%, говорит Кузьмина.

Введение акциза привело к увеличению себестоимости производства, сказал «Ведомостям» директор по стратегическому развитию Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров. В связи с этим сейчас наблюдается переток производителей в смежные товарные категории, которые не облагаются акцизом (соки, сокосодержащие напитки, нектары, морсы и др.), добавляет председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов.

За январь – февраль 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство соков выросло на 25%, а сокосодержащих напитков – на 31%, подчеркнул Гафаров.

На рынке произошел частичный отток потребителей газировки из-за изменения вкусовых качеств напитков в связи с заменой сахара на сахарозаменители – это происходит во избежание акцизной нагрузки на продукцию, пояснил эксперт. Некоторые заводы переходят на сахарозаменители, но они тоже дорогие и себестоимость даже с ними ощутимо растет, отметил источник «Ведомостей» в крупной компании-производителе.

Кроме того, к общему росту издержек привели изменение курса валют, удорожание логистики, дефицит кадров и др., добавил Гафаров. В итоге стоимость сладких безалкогольных напитков у крупнейших производителей увеличилась на 10–15%, подсчитал эксперт. По данным NTech, в категории «Сладкие газированные напитки» по доле рынка в денежном выражении лидирует торговая марка «Добрый» (25,1%), далее идут«Черноголовка» (17,6%), Cool Cola (6,8%), Coca-Cola (4,8%) и Everness (4,1%).

В дальнейшем тенденция снижения производства сладких безалкогольных напитков продолжится, предполагают эксперты. Это связано с тем, что помимо увеличения затрат на их производство спрос на такую продукцию сейчас снижается, отмечает Павлов.

Многие россияне в последнее время стараются потреблять меньше сахара, поэтому отказываются от сладких продуктов, говорит Павлов. Вероятно, тренд на снижение потребления сладких газированных напитков может сохраниться и в дальнейшем – это обусловлено экономической ситуацией на рынке (отсутствуют предпосылки для снижения цен на продукцию), а также соответствует политике государства на продвижение здорового образа жизни, резюмировал Гафаров.

Ситуация на рынке напитков сейчас очень динамична и, возможно, во второй половине года будут изменения, которые ее скорректируют, отмечает Новиков. Прогноз на 2024 г. во многом зависит от погоды в «высокий сезон», говорит представитель исследовательской компании NTech. Жаркое лето, которое пока прогнозируется, и раннее начало теплой погоды могут привести к резкому росту потребления в этот период и, соответственно, подъему производства, резюмирует он.

«Черноголовка», PepsiCo не ответили на запросы. «Ведомости» также направили запросы в Минфин, ФТС.

Уже после сдачи материала представитель Минфина предоставил комментарий, в котором, в частности, подтвердил, что не все содержащие сахар безалкогольные напитки подпадают под акциз. По его словам, к подакцизным не относятся соки, нектары, морсы, квас и т. д. – кроме «тонизирующих напитков и напитков, в состав которых в качестве компонентов входит двуокись углерода (углекислый газ)». Собеседник отметил, что «операции с сахаросодержащими напитками стали облагаться акцизом только с 1 июля 2023 г., а организации и ИП, включенные в единый реестр субъектов МСП, уплачивают акциз с 1 октября 2023 г.».

«Поэтому сравнивать приведенные в запросе объемы производства безалкогольных напитков без уточнения, относятся ли такие напитки к подакцизным товарам, с точки зрения влияния на уплату акциза некорректно», – уверяет представитель Минфина. При этом акцизы на сахаросодержащие напитки российского производства в 2023 г. дали бюджету 7,2 млрд руб., на импортные напитки – 1,1 млрд руб., уточнил он.