Как устроен бизнес с Северной Кореей
Торговля с Россией оживляется, но имеет свои особенности
Торговля между Россией и КНДР оживляется по мере того, как страны налаживают новые логистические маршруты, но бизнес с Северной Кореей имеет свои особенности, связанные с платежами и деловым общением. Об этом рассказали участники круглого стола Ассоциации экспортеров и импортеров (АЭИ) «Северная Корея: закрытый рынок – открытые возможности», передает корреспондент «Ведомостей».
В КНДР коммунистическая модель экономики, поэтому предпринимательство запрещено, но на практике весь бизнес там просто государственный, заметил председатель комитета АЭИ по международной логистике, гендиректор «Политэка» Евгений Никифоров. «Так или иначе торговля идет», – констатировал он.
В числе основных экспортных товаров, идущих из России в Северную Корею, – продовольствие и сырье (например, мука, сахар, подсолнечное масло), рассказал Никифоров. Основной путь доставки грузов в КНДР – по железной дороге через погранпереход Хасан – Туманган. С 2024 г. заработала морская линия Находка – Раджин. В апреле началось строительство автомоста между Хасаном в Приморье и Туманганом в Корее. РЖД 9 июня сообщила о возобновлении пассажирского железнодорожного сообщения Москва – Пхеньян и Хабаровск – Пхеньян с 17 и 19 июня соответственно.
Примерно в начале 2024 г. экспортеры разослали в порты запрос о возможности организации морских перевозок в КНДР по маршруту Находка – Раджин, рассказал на круглом столе АЭИ гендиректор портовой компании «Лесной терминал» (Находка) Александр Крепишев. Откликнулся тогда только этот малый порт с одним причалом, сообщил его руководитель. «Главный мотив [моего] участия в нашей встрече – это отсутствие информации о том, что имеются перевозки морем. В Северной Корее в первую очередь», – рассказал Крепишев.
У «Лесного терминала» есть два рабочих направления – экспорт из России морским путем и транзитом (контейнеры доходят до порта по железной дороге, и товар перегружается на суда), говорит Крепишев. Морские перевозки осуществляют три маломерных рефрижераторных судна (грузоподъемность – 200 т), которые принадлежат двум северокорейским компаниям, отметил он. Отправка в КНДР самих контейнеров возможна в случае, если они принадлежат корейской компании, поскольку существует проблема с их возвратом оттуда, говорит Крепишев.
Ограничений по вывозу валюты из КНДР валюты и ввозу в Россию для юрлиц нет, говорит Никифоров. Северокорейцы «очень хорошо и плотно» работают через Китай, отметила на том же мероприятии генеральный директор экспедитора «Имэкс глобал» (Приморье) Елена Муравицкая. По своей практике она знает, что российские и корейские компании активно торгуют табаком, мясом, субпродуктами (экспорт и импорт).
Торгово-промышленная палата (ТПП) России плотно работает с Торговой палатой КНДР, рассказал на круглом столе зампред комитета по экономическому сотрудничеству со странами Азии и Океании при ТПП Вадим Салтыковский. В первое время на встречах с северокорейцами он всегда брал у них визитки, но потом перестал – все контакты в итоге осуществляются через уполномоченного на это палатой человека, который переправляет запросы из России в Корею и обратно, говорит он. Исключение из этого правила – прямые контакты бизнесменов на выставках и подобных мероприятиях, заметил Салтыковский.
Муравицкая также общается с северокорейцами лично, если они находятся в России, а вот в Северную Корею приходится слать обычные письма с запросом перезвонить на стационарный телефонный номер (интернета и мобильной связи в КНДР нет). «И они обязательно перезванивают. Много говорить нельзя: «Везем то-то. Тогда-то. Спасибо. До свидания», – рассказала она.