Кризис может подстегнуть развитие факторинга

Этот инструмент позволяет поставщикам из малого и среднего бизнеса пережить время между поставкой товара и его оплатой
Максим Солнцев, председатель правления СДМ-банка

Кризис вынуждает малый бизнес искать новых партнеров и осваивать финансовые продукты. В частности, торговые и производственные компании, желая снизить риски неплатежей, все больше стремятся к сотрудничеству с крупными торговыми сетями.

Работа с торговыми сетями – это престижно и выгодно. Крупные ритейлеры обеспечивают стабильный объем заказов и быструю оборачиваемость товара. Кроме того, сегодня крупные торговые сети можно отнести к самым надежным партнерам в торговле: риск, что в один прекрасный день крупный ритейлер растворится в пространстве, не оплатив товар, ничтожен.

Но сотрудничество с ритейлером предусматривает ряд обязательств для поставщика, и зачастую – весьма жестких. «Зайти» в сеть под силу далеко не каждой компании малого бизнеса. Главное условие, которое предъявляют торговые сети, – отсрочка платежей, которая может достигать четырех месяцев. Кроме того, ритейлер может потребовать от поставщика предоставлять определенный ассортимент и большой объем товара. Такие условия требуют от поставщиков серьезных финансовых ресурсов, и найти их необходимо в короткий срок.

Это грозит компаниям малого и среднего бизнеса (МСБ) большими кассовыми разрывами. Для малого бизнеса, у которого зачастую нет качественных залогов для получения кредита, незаменимым продуктом становится факторинг. Сразу после поставки товара фирма может обратиться в банк и в течение суток получить деньги для того, чтобы зафиксировать курс следующих поставок. Финансирование предоставляется под залог дебиторской задолженности, которая возникла при отгрузке товаров сетям. Фирма теряет небольшой процент из своих денег, но за счет увеличения оборота сможет компенсировать эти потери.

Факторинг и до кризиса был знаком компаниям малого бизнеса и позволял им благополучно пережить время между поставкой товара и его оплатой магазином. Сегодня для многих поставщиков использование факторинга в расчетах с торговыми сетями – единственный шанс выжить, закрепиться на рынке и развить бизнес. Главное – уметь правильно этот инструмент применять. Сейчас мы видим, что внимание к нему со стороны МСБ усилилось, его открывают для себя и компании, которые не пользовались им раньше.

В принципе, факторинг выгоден всем сторонам процесса. Торговые сети понимают, что его доступность для поставщиков – это залог наполняемости их полок. Соответственно, чем стабильнее бизнес поставщиков, тем больше разнообразного и качественного товара может предложить своим покупателям ритейлер. К тому же торговым сетям выгоднее работать с небольшими компаниями, которым они могут диктовать условия, чем с крупной компанией, которая, придя на их место, будет предъявлять требования уже самому ритейлеру.

Банки благодаря факторингу получают в партнеры крупные торговые сети, и это сотрудничество может принести пользу обеим сторонам, не говоря уже о том, что риск неплатежей со стороны большого ритейлера существенно ниже, чем маленького магазинчика. Так что факторинг, помимо прочих его преимуществ, является еще и эффективным средством борьбы с неплатежами.

Состояние рынка факторинга в кризис отражает общие тенденции рынка кредитования. По данным Ассоциации факторинговых компаний, за шесть месяцев 2015 г. оборот рынка сократился на 16% по сравнению с первым полугодием 2014 г. В сегменте МСБ падение было даже более сильным – около 33%. Судя по всему, снижение оборота – ни что иное, как следствие ужесточения требований и к поставщикам, и к дебиторам. При этом доля оптовой торговли в обороте рынка факторинга осталась неизменной – около 50%, а доля продуктов питания даже выросла с 20% до 31%.

В крупных сетях уже до 20% поставщиков пользуются факторингом, и этот процент, по мнению экспертов, будет расти. Кризис должен подхлестнуть развитие факторинга. Ритейлеры, еще не так давно довольно скептически настроенные по отношению к нему, все чаще соглашаются на сотрудничество по этой схеме, ведь в их интересах заполнить торговые полки магазина. А чем крупнее торговая сеть, тем выше шансы у ее поставщика получить факторинговое финансирование. Напрашивается простой вывод: в кризис больше шансов выжить у поставщиков, которые сотрудничают с крупными торговыми сетями, признающими факторинг.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Slast
04:58 13.11.2015
Во-первых финансируя сделку через факторинг компания поставщик получает 90%, а иногда только и 80% суммы от сделки, то есть 10-20% собственных оборотных средств поставщика оказываются «замороженными». Во-вторых на остальную часть начисляются проценты по прогрессивной шкале в зависимости от срока отсрочки от 17-24% годовых, которые , как правило, ложатся так же на плечи поставщика. В-третьих самый распространенный вид факторинга , это факторинг поставщика, это значит , что если с поставщиком не рассчитываются сети (а это встречается сплошь и рядом) то рассчитываться придется поставщику. Кроме того, обязательным условием для работы с факторинговыми компаниями является минимальный объем сделок не менее 10 000 000 в месяц, что не под силу очень большому количеству предприятий. Таким образом для работы с сетями многоуважаемый г-н Солнцев предлагает использовать крайне дорогой , рисковый инструмент, который далеко не всегда помогает продать ваш продукт, с бОльшей доходностью, чем через традиционные каналы сбыта
00
Комментировать