Евгений Туголуков: «Мы работаем на всю систему здравоохранения»

Основатель «Медскана» Евгений Туголуков о намерении стать лидером частных медуслуг и перспективах этого рынка в России
Основатель «Медскана» Евгений Туголуков/ Максим Стулов / Ведомости

В конце 2022 г. основанный Евгением Туголуковым холдинг «Медскан» объявил о покупке KDL, одного из лидеров на рынке частных лабораторно-диагностических центров, и выкупил российские активы израильской сети медцентров On Сlinic. Теперь компания бизнесмена претендует на место в пятерке крупнейших частных клиник в России. Ключевой партнер Туголукова – «Росатом», дочерняя компания которого «Русатом хэлскеа» в начале года приобрела 25,001% его медицинского бизнеса. Предприниматель в интервью «Ведомостям» рассказал, как его компания планирует стать лидером частных медицинских услуг России, рынок которых превышает 1 трлн руб.

«Медицинская отрасль колоссальна – это уже 5,5% ВВП»

– Вы часто сравниваете российский частный медицинский рынок по уровню развития с периодом до «Магнита» в ритейле. Что вы имеете в виду?

– Это огромный рынок, до сих пор не охваченный вниманием больших компаний. Тогда как во многих отраслях, ориентированных на клиента, уже произошла консолидация и вместе с ней улучшение качества продуктов и услуг. Медицинский рынок все еще складывается из множества совершенно разных по размеру, профилю и качеству клиник.

– Кем вы хотите стать на этом рынке?

– Мы хотим стать одной из лидирующих компаний, а лучше – лидером.

– Как считаете, почему по-настоящему федеральный игрок в медицине до сих не появился?

– Потому что это требует времени. И такой игрок есть – это «РЖД-медицина». Она не фигурирует ни в одном рейтинге частных медицинских компаний, но коммерческие услуги тоже оказывает. А ее выручка достигает около 80 млрд руб. Вот он лидер, он обозначен. Я думаю, что есть возможность создания еще порядка 10 подобных компаний (1-е место в рейтинге крупнейших частных многопрофильных клиник в 2021 г., составленном отраслевым изданием Vademecum, занимает «Медси» с выручкой 30 млрд руб. – «Ведомости»).

Сейчас большие компании не приходят на медицинский рынок, потому что видят слишком много сложностей. Например, предприниматель подсчитал размер рынка и пришел к выводу, что на нем нет места для новых игроков: ОМС и ДМС на всех не хватает, а у народа денег нет. На мой взгляд, неправильно сразу отсекать все возможности. Ведь в России часто не спрос рождает предложение, а предложение рождает спрос. Если создать хорошее предложение, то и рынок расширится.

В Перми, Воронеже и Краснодаре присутствуют все крупные сети и всем хватает места. Там есть конкуренция: в борьбе за клиента клиники повышают качество, за счет перетекания сотрудников из одной сети в другие коллективы обогащаются знаниями и компетенциями. Так может быть и в масштабах всей страны, когда появится с десяток крупных игроков, нацеленных не только на ОМС, но и на трансформацию ДМС, на работу с малыми городами. Медицинская отрасль колоссальна – это уже 5,5% ВВП. Для сравнения: у угольной промышленности всего лишь 1% ВВП. Потребление в этой сфере растет стабильно и будет расти дальше, ведь здоровье и долголетие являются естественными потребностями человека, определяющими качество его жизни. По некоторым смелым оценкам, в развитых странах доля здравоохранения в перспективе будет достигать 50% ВВП. То есть это безусловный драйвер экономического роста.

«Не занятые государством ниши»

– Сколько времени вам потребуется для создания федеральной сети?

– Согласно утвержденной стратегии, построение федеральной сети мы планируем закончить к 2030 г.

– Почему у вас должно получиться?

– Мы заложили все необходимые для этого основы. В 2014 г. начинали с диагностических центров, работали осторожно, не заявляя лихих планов, которые должны поменять систему здравоохранения. Наша цель, наоборот, интегрироваться в среду, сотрудничать с важными региональными игроками, заполнять ниши, не занятые государством, где требуется частная инициатива, большая гибкость. У нас сформирована очень сильная команда – это врачи и организаторы здравоохранения, работавшие в государственной и частной медицине, IT-специалисты, девелоперы, архитекторы, маркетологи. Есть российский и международный опыт.

– Не занятые государством ниши – это какие?

– Наш формат предполагает оказание первичной и стационарной помощи. Несмотря на то что мы делаем многопрофильные клиники, в каждом регионе есть свой запрос. В Курске это урология и ядерная медицина, в Перми – гастроэнтерология, здесь [в «Хадассе»] – онкология, а в дальнейшем будет развиваться паллиатив и реабилитация. Акценты на входе обсуждаются с местным сообществом или с властями.

– У вас в планах было строительство 70 региональных клиник с пропускной способностью более 130 000 пациентов в год каждая. Сколько клиник сейчас в стадии строительства?

– Всего будет 160 многопрофильных клиник в 100 городах по всей стране, каждая площадью до 5000 кв. м. Компания будет формироваться двумя путями – это создание клиник с нуля и приобретение готовых или недостроенных клиник. После покупки сети «Медикал он груп» у нас уже 58 локаций в 20 регионах.

– Учитывая релокацию платежеспособных россиян в страны СНГ, Сербию, есть ли смысл воспользоваться моментом и попробовать развивать сеть там?

– Мы не закладывали этого в стратегию. У нас были планы выхода в страны Евразийского экономического союза в отдаленном будущем, но это не связано с выездом наших граждан.

– Некоторые региональные клиники «Медикал он групп» многопрофильные, а часть специализируется на мужском и женском здоровье. То есть надо будет расширять число терапевтических направлений?

– Конечно. Чтобы присутствовать в регионе, нужна команда врачей и партнеры, хорошо знающие особенности местного рынка. У «Медикал он груп» такие партнеры есть. Клинику нашего формата надо будет строить с нуля, а «Медикал он груп» как работала, так и продолжит работать. Вместе с тем ее сотрудники станут базовой командой, соорганизаторами процесса создания новой клиники. В каких-то случаях они даже помогут перераспределять поток пациентов.

– Есть ли в плане еще крупные медицинские сети для покупки?

– Есть, конечно.

– Можете ли вы их назвать?

– Нет. Вам следователем надо работать, но я воспользуюсь 51-й статьей Конституции [о праве не свидетельствовать против себя]. (Смеется.)

– А стройка в каких регионах идет сейчас?

– В настоящее время сформирован портфель проектов в 25 городах. Проекты во Владикавказе, Волгограде, Орле, Петрозаводске и Хабаровске уже находятся на этапе реализации.

«Коронавирус показал, что болезнь – это серьезный бизнес-риск»

– Вы собираетесь делать в регионах клиники европейского стандарта с доказательным подходом. Это требует высокой квалификации врачей, постоянных инвестиций в их обучение, отказа от использования неработающих практик, лекарств, анализов, т. е. всего того, что обычно генерирует выручку. За счет чего будет сходиться экономика – расчет на большую долю ОМС и ДМС?

– Мы продолжим работать по стандартам доказательной медицины – в этом наш сложный путь и наша главная ценность, которую мы собираемся транслировать пациентам и партнерам. А зарабатывать будем всеми возможными способами – это обязательное и добровольное медицинское страхование и прямые платежи. На ОМС закладываем не более 20% от выручки, большой потенциал роста видим в ДМС.

– У вас уже есть договоренности с кем-то по ДМС?

– Контракты подписаны с первой десяткой страховых компаний, участвуем в тендерах. Что касается клиентов, ими могут стать любые большие корпорации. Думаю, им это очень выгодно. Ведь корпорации мыслят практично: коронавирус показал, что болезнь коллектива или топ-менеджмента – это серьезный бизнес-риск. Если правильно оценивать здоровье ключевых специалистов, на подготовку которых уходит до 10 лет, можно вовремя предотвратить проблемы медицинского характера, способные помешать их работе.

Особенно нам интересны производственные компании. Я вошел в правление Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), чтобы заниматься в том числе производственной медициной. Помимо цифровизации и превентивной медицины, глобальным трендом является так называемый «бесшовный путь пациента», т. е. сопровождение его от лабораторных услуг, поликлиники и узкой диагностики до стационара и в будущем – реабилитации. Мы такой набор услуг можем предложить сотрудникам компаний и их семьям.

– Какие препятствия для развития рынка частной медицины, в том числе законодательные, сейчас существуют? Работаете ли вы над ними на площадке РСПП?

– Проблемные зоны, требующие изменений, хорошо подсвечивают отраслевые ассоциации. Я их абсолютно поддерживаю и для себя тоже выбрал направление. Я хочу, чтобы как можно больше не связанных с медициной людей – потенциальных инвесторов и крупных компаний – обратили внимание на сферу здравоохранения. Она во всех смыслах огромна – в производственных, эмоциональных, социальных. Ее не стоит сужать только до уровня медицинской услуги. Чтобы она была оказана, нужно проделать колоссальную работу: спроектировать и построить медицинское учреждение, произвести и поставить оборудование, обучить сотрудников, подготовить социальных работников нового типа и многое другое.

«Партнером может стать турецкая компания»

– Инвесторы какого типа в первую очередь нужны рынку, и вашей компании в частности?

– Наш стратегический партнер – «Росатом». Компания «Русатом хэлскеа», которая аккумулирует компетенции «Росатома» в медицине, является акционером АО «Медскан», и ключевые решения принимаются нами совместно. Партнерство с большими корпорациями – частными, государственными и квазигосударственными – может дать серьезный эффект для развития компании. У «Росатома» есть успешные практики, которые станут сквозным решением в нашей сети, например концепция «бережливой поликлиники». Наличие такого партнера дает устойчивость и определенное восприятие компании пациентами, обществом, государством. У людей все еще сохраняется мнение, что, если организация ведомственная, это хорошо. У нас есть предпринимательская инициатива и способность быстро решать задачи. И есть серьезный игрок, который поддержит этот рост, а потом его стабилизирует и наведет системный порядок.

– Вы немножко ушли от ответа по поводу инвесторов.

– В моменте мы справляемся сами. Когда будет создана основная сеть, то вокруг нее будут образовываться специализированные направления. В частности, сеть ядерной медицины, которую мы развиваем вместе с «Роснано». Еще одним партнером может стать турецкая компания, уже имеющая подобный опыт.

Сделка по KDL

В октябре «Ведомости» сообщили о покупке «Медсканом» сети лабораторий KDL у фонда прямых инвестиций UFG Private Equity. Сумму сделки стороны не раскрывают. Она оценивается в диапазоне 15–20 млрд руб.
Сеть KDL, открывшаяся в 2003 г., насчитывает 13 региональных лабораторий и свыше 350 медицинских офисов более чем в 40 российских городах. Трафик пациентов KDL в 2022 г., по оценкам ее генерального директора Юрия Леонова, составит 2,5 млн пациентов. По его словам, сеть сможет дополнительно привлечь более 50 000 пациентов для клиник «Медскана». Объединенная компания планирует участвовать в государственно-частных программах и развивать направление ОМС.
В 2021 г. совокупная выручка операционных структур сети – ООО «КДЛ-тест» и ООО «КДЛ Домодедово – тест» – составила 13,6 млрд руб., чистая прибыль – 2,2 млрд руб. Совокупный долг на конец прошлого года – на уровне 1,98 млрд руб.

– А что за компания?

– Я бы пока не хотел называть ее. Реализация этого проекта только начинается. Одна из российских инжиниринговых компаний будет заниматься локализацией производства однофотонных эмиссионных компьютерных томографов и созданием модулей для размещения оборудования. В итоге будут созданы распределенные центры радионуклидной диагностики и терапии. В отношении радиофармпрепаратов ключевым партнером видим «Росатом». Мы планируем непосредственное участие в разработке и внедрении инновационной радиофармпродукции. Важнейшей составной частью проекта является организация референс-центров на базе ведущих федеральных медицинских исследовательских учреждений – первый из них, кардиологический, уже реализуется в НМИЦ им. В. А. Алмазова в Петербурге.

– Какие еще сети могут появиться в перспективе?

– Размышляем над реабилитацией. Или вот мы находимся в сделке с лабораторной сетью KDL.

– Правкомиссия ФАС прошла уже?

– У нас согласована сделка. Правкомиссия приняла положительное решение.

– Источники, близкие к одной из сторон сделки, озвучивали сумму в 19–20 млрд руб. Насколько она близка к истине?

– Это оценка. Оценка и реальная сделка не всегда совпадают. Мы не можем разглашать ее сумму.

– KDL продолжит работать под своим брендом?

– Да. Сильный бренд – зачем же его менять? Там эффективная команда, мы довольны, что компания правильно построена. Будем искать синергии на пути, который я называл бесшовным.

– Как она будет интегрирована? Помимо того что для ваших клиник будет выполнять исследования.

– В нашей стране много небольших городов, где не всегда можно выстроить полноценную услугу. Зато можно в пунктах забора биоматериала выполнять больше исследований по сравнению с другими лабораторными компаниями. Это даст возможность работать по принципу превентивной медицины, удаленно наблюдая за тем, что происходит с человеком. И при обнаружении проблемы перенаправлять его в наши региональные офисы. Есть и другие идеи, которые могут быть реализованы. Очевидно, что это будет расширение количества тестов и работа с большими корпорациями. В некоторых офисах, наверное, будет предоставляться медицинская услуга. Возможны какие-то гибридные форматы. Я сейчас фантазирую, но предположим: аптека, пункт забора и небольшая медицинская услуга. Должно появиться что-то новое.

Холдинг «Медскан»

Сеть многопрофильных медицинских компаний «Медскан» была создана в 2014 г. бизнесменом Евгением Туголуковым. В ее составе 58 медицинских центров в 20 российских регионах. В их числе диагностические центры, госпитали с хирургическим стационаром, многопрофильные и специализированные клиники, включая онкологические. Флагманский актив холдинга – филиал израильского госпиталя Hadassah. В начале этого года «Русатом хэлскеа» приобрела 25,001% группы «Медскан», Туголуков остался мажоритарным акционером с 74,99% капитала. В рейтинге топ-20 крупнейших частных многопрофильных клиник в 2021 г., составленном отраслевым изданием Vademecum, «Медскан» занимает 13-е место с выручкой 4,3 млрд руб. На долю ДМС приходится 11,3% выручки, ОМС – 11,3%, остальное – прямые платежи. В 2022 г. «Медскан» купил российский бизнес израильской сети медицинских центров On Clinic International – «Медикал он груп».
«Медикал он груп», созданная основателем On Clinic в Израиле Борисом Вайсманом, работает в России с 1997 г. Изначально она специализировалась на лечении сексуальных дисфункций у мужчин, а позже – на проктологии, дерматологии, гинекологии, флебологии, амбулаторной хирургии и т. д. В параметр сделки вошли 23 многопрофильные клиники в 15 российских регионах: Перми, Хабаровске, Белгороде, Санкт-Петербурге, Севастополе и других городах. Выручка «Медикал он груп» по итогам 2021 г. составила 2,97 млрд руб. Чистая прибыль – 350 млн руб., в 2022 г. этот показатель ожидается на уровне 400 млн руб.
В октябре холдинг сообщил о приобретении у фонда прямых инвестиций UFG Private Equity сети лабораторий KDL.

– Ранее вы давали оценку, что ГК «Медскан» через пять лет должна стоить $0,5 млрд. Меняется ли этот прогноз после покупки KDL?

– В любом случае считать надо в рублях, но наш ориентир – не цифра, а масштаб деятельности. Я думаю, что в следующем году мы сможем консолидировать такую выручку, которая позволит нам быть в пятерке лидеров.

– Это мы говорим про выручку. А стоимость компании?

– А как ее оценишь? Я думаю, сейчас никто не знает, что и сколько стоит.

«Компания должна будет перейти в руки правильного партнера»

– Я так понимаю, что идеи провести IPO уже нет?

– Есть, есть, это у меня идея фикс. Я искренне верю, что рано или поздно – а лучше раньше – нам нужно разместиться на российском фондовом рынке. И сделать это таким образом, чтобы инвесторами стали люди, которые ходят в наши клиники. Чтобы человек мог вложиться не только в Сбербанк или «Лукойл», но и в «Медскан». C одной стороны, он получает услугу в клинике, с другой – делает дополнительную инвестицию в рост стоимости своей же компании.

В Турции, Бразилии или Саудовской Аравии медицинские компании стоят очень дорого, хотя, как и в России, там пока нет супергигантов. Они двигаются к построению больших сетей, а потребители и рынок верят в них и помогают в этой работе. Например, бразильская компания Rede D’or с выручкой $2 млрд может стоить $22–24 млрд. По сравнению с игроками других отраслей вложения в медицинские компании небольшие, но они могут оказать колоссальный эффект для их позиционирования и привлечения инвесторов из других отраслей.

– Какие способы привлечения средств сейчас используете, помимо кредитов?

– Свои и кредитование.

– Не думаете по поводу облигаций в перспективе?

– Думаем. Скорее всего, будем пробовать выпускать ESG-облигации. И в этой аббревиатуре ключевой для меня является буква S, потому что «социальная». Ценность компании определяется еще и социальным вкладом, и будущее принадлежит тем, кто закладывает этот компонент в свою стратегию развития.

– Можно ли уже говорить о параметрах?

– Нет, мы только в начале пути. Благодаря новым приобретениям и росту компании мы можем позволить себе об этом думать. Материал для обсуждения будет примерно через три месяца.

– Это уже не первое ваше сотрудничество с «Росатомом». У вас есть цель продать контрольный пакет «Медскана» госкорпорации?

– Я по складу очень корпоративный человек. Меня всегда волнует только одно – развитие компании, в которой я являюсь акционером или которой руковожу. Разные этапы жизни организации требуют разных инвесторов, разного управления и разных инвестиций. В какой-то момент в моих предыдущих бизнесах становилось понятно, что моя роль завершена и дальше я являюсь ограничителем развития компании. Когда здесь наступит такой период, то, конечно, она должна будет перейти в руки правильного партнера.

– «Росатом» может им быть?

– Безусловно, может, но не думаю, что это произойдет в ближайшем будущем. То есть это не самоцель. Сама постановка вопроса дает ложный посыл – как будто я пришел, чтобы что-то продать. Речь не об этом, я не получаю никаких денег, все сделки происходят внутри компании, cash in, все на развитие. Более того, мы выбрали самый сложный путь, потому что потенциальными инвесторами хотели стать серьезные частные предприниматели. А мы остановились на системной госкорпорации, чтобы в дальнейшем расти более масштабно.

Родился в 1970 г. в Екатеринбурге, окончил Уральский государственный технический университет по специальности «экономика и управление на предприятии»
1991
Занимал различные должности в сфере управления активами крупных российских компаний, в том числе в группе МДМ
2005
Создал энергомашиностроительный холдинг «ЭМАльянс»
2007
Депутат Государственной думы, председатель комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии. В 2011 г. журнал Forbes включал его в рейтинг 200 богатейших бизнесменов, оценивая состояние в $550 млн.
2012
Инвестировал в сельскохозяйственные активы и проекты в сфере здравоохранения, создав агропромышленный холдинг «Дон агро» и группу компаний «Медскан», включающую сеть многопрофильных клиник в Москве и регионах

«Социальными медиаторами могут быть и люди с ограниченными возможностями»

– «Медскан» нацелен на развитие в регионах. Как там обстоят дела с кадрами и уровнем их подготовки?

– Дефицит медицинских кадров есть во всем мире, а не только в России. Подготовка кадров – это системный вопрос для страны. Мы можем делать свои курсы и семинары по тем компетенциям, с которыми заходим в регион. Причем мы всегда самостоятельно готовим кадры, а не забираем чьи-то. Постоянно проводим обучение и переобучение, работаем с медицинскими вузами. Образовательный центр «Хадассы» в Сколкове – известная площадка. Учитывая то, что в течение жизни люди меняют места работы, мы автоматически работаем на всю национальную систему здравоохранения.

– Столкнулись ли ваши клиники с мобилизацией медработников и как справились с ней?

– Все крупные работодатели, и мы в том числе, были затронуты частичной мобилизацией. Наши клиники решают возникшие в связи с этим вопросы в рабочем порядке.

– Вы упоминали о подготовке социальных работников нового типа. Кто это и зачем они нужны?

– Я считаю, что медицинские организации являются институтами гражданского общества. Поэтому мы стремимся вокруг наших клиник аккумулировать различные волонтерские проекты. Мы вообще хотим в рамках нашей социальной доктрины создать профессию социального медиатора, посредника между лечебным учреждением и пациентом. Это люди, помогающие тем, кто обращается в клинику, решать бытовые вопросы, подготовить документы, провести сложный разговор с пациентом и его семьей, договориться с благотворительными фондами, помогающими оплатить операцию, и т. д. За рубежом таких специалистов называют социальными работниками, хотя у нас это другая профессия. В течение четырех лет они изучают основы медицины, психологии, а также администрирование и право. Мы хотим у себя сформировать эту категорию сотрудников. Тем более что у нас в стране очень много образованных и пассионарных людей. Такими социальными медиаторами могут быть и люди с ограниченными возможностями здоровья, а это, по статистике, каждый седьмой человек. Благодаря социализации у них развиваются дополнительные способности. Они очень активны. Если люди в сложной жизненной ситуации будут взаимодействовать со слепыми, глухонемыми или аутистами, это поможет воспринимать мир немножко по-другому.