Фам Нят Выонг: «Во Вьетнаме мы сделаем то же, что Toyota – в Японии»

Главного вьетнамского бизнесмена ждут на IPO в США и на авторынке в России
Богатейший человек Вьетнама Фам Нят Выонг/ Linh Pham / Bloomberg via Getty Images

Фам Нят Выонг стал первым долларовым миллиардером Вьетнама. Он родился в Ханое во время войны, учился в СССР, заработал первые миллионы на Украине, но очень вовремя продал там бизнес и вернулся на родину. Во Вьетнаме он основал группу компаний Vingroup, которую часто сравнивают с корейскими чеболями (форма финансово-промышленных групп. – «Ведомости»). Вьетнамцы живут в построенных им домах, отправляют детей в его школы, лечатся в его клиниках, разговаривают по его смартфонам, ездят за продуктами с его ферм в его супермаркеты. А принадлежит все это его семье.

Шесть лет назад Фам занялся производством машин, основав компанию VinFast. Изобретать их заново он не стал, а купил технологии у западных компаний. Местным рынком Фам не ограничился. Он налаживает поставки в Европу и строит в США автозавод. Как предполагает интернет-издание Autonews.ru, он может выйти и в Россию, тем более что в 2018 г. он уже присматривался к российскому рынку. В октябре прошлого года VinFast запатентовала в России дизайн двух кроссоверов. Хотя официально концерн не сообщал о планах работы в нашей стране. Autonews.ru считает, что его могут заинтересовать освободившиеся после ухода иностранных компаний производственные мощности.

Лапша для Украины

Фам родился в Ханое 5 августа 1968 г. Его раннее детство пришлось на войну. Как раз в год его рождения произошло Тетское наступление, которое принято считать переломным моментом для общественного мнения в США, которое разочаровалось в вере в победу над вьетнамцами. Но до конца войны оставалось еще семь лет. Отец Фама служил в ПВО Северного Вьетнама, а мать торговала чаем на улице. Новая власть решила сделать ставку на пятилетки по примеру СССР, но это не сильно помогло экономике. В какой-то момент семья жила исключительно за счет скромного заработка матери: отец получал за службу символические деньги. В 1986 г. начался поворот к рынку при сохранении социалистического строя. Как недавно отмечала Financial Times (FT), социалистическое правительство Вьетнама – одно из самых дружественных к бизнесу.

Фам поступил в Ханойский университет горного дела и геологии, но проучился там недолго. Талантливый математик, он получил стипендию на обучение по обмену в Московском геологоразведочном институте (сейчас РГГРУ) и в 1987 г. уехал в СССР. Он никогда не рассказывал в подробностях о своей жизни в тот период. Фам вообще редко дает интервью.

Куда словоохотливее оказался знакомый Фама по учебе в Москве, Ле Вьет Лам, с которым они некогда начинали бизнес. Ле тоже стал богатым человеком – он основал одного из крупнейших девелоперов Вьетнама, холдинг Sun Group. Ле охотно описывал вьетнамскому телеканалу ANTG, как они с Фамом были челноками и возили товар из Вьетнама в Москву: «Справедливости ради надо признать, что [вьетнамцы] не очень хорошие торговцы. Но поскольку мы с детства знакомы с рыночными механизмами, то торговля у нас шла лучше, чем у советских людей. Но я быстро понял, что московская среда мне не подходит». Среди минусов столицы он называл высокий уровень конкуренции. А интернет-издание Asia Markets уверяет, что Фам не только торговал вьетнамскими товарами, но даже открыл в Москве ресторанчик и поначалу дела шли хорошо, но потом заведение разорилось.

В итоге друзья решили попытать счастья в другом городе и уехали в 1993 г. в Харьков. К тому времени Фам женился на вьетнамке. Как утверждают вьетнамские СМИ, они учились в одной школе, а потом судьба свела их на просторах бывшего СССР: его будущая жена изучала международное право в Киевском национальном университете.

Фам занял $10 000 у родни и друзей и открыл в Харькове ресторан вьетнамской кухни, гласит большинство его биографий в СМИ. А вот Ле рассказывал, что они с Фамом участвовали в создании харьковского вещевого рынка «Барабашово»: «В то время мы были очень молоды: Выонгу было 25 лет, а мне всего 24 года <...> Благодаря связям в Москве мы постепенно наладили доставку товаров в Харьков, сделав [«Барабашово»] перевалочным центром для рынков всего северо-востока Украины. От Донецка до Одессы все приезжали сюда за товаром».

Между тем в своем ресторанчике Фам наладил изготовление лапши. Неожиданно она стала пользоваться ажиотажным спросом. Тогда ему пришла в голову идея наладить в Харькове промышленный выпуск сушеной лапши рамен. Бренд не мудрствуя назвали «вьетнамская лапша», т. е. «Мівіна». На Украине он стал таким же нарицательным, как в России «Доширак». Вслед за лапшой под маркой «Мівіна» стали выпускаться приправы, сухое картофельное пюре, жидкие супы и другие продукты. А в 2010 г. Фам продал такой казалось бы перспективный бизнес с выручкой $100 млн компании Nestlé. Сумма сделки, по оценкам СМИ, составила $150 млн. Дело в том, что еще с 2000 г. Фам начал инвестировать во Вьетнаме и вести бизнес там оказалось куда интереснее. Момент продажи был выбран идеально, отмечает FT: по Украине ударил мировой финансовый кризис и потребительский спрос снизился, а во Вьетнаме, наоборот, экономика бурно росла благодаря рыночным реформам.

От отелей до заводов

В 2000 г. Фам ездил отдыхать на родину в город-курорт Нячанг. Его внимание привлек мало заселенный остров Хон-Тре напротив его отеля. Почему бы не сделать на нем фешенебельный курорт с парком развлечений, пустив на это прибыль от продажи лапши на Украине, задумался Фам? Многие крутили пальцем у виска, писала вьетнамская газета Bao Dau tu, и считали, что он просто топит деньги в море. Но идея сработала: Vinpearl Resort Nha Trang привлек множество туристов. Позже у Фама появилась еще одна сумасшедшая идея – и он связал остров с материком самой длинной морской канатной дорогой (3,5 км). Она стала одной из достопримечательностей Нячанга.

Следующим проектом Выонга был торговый комплекс Vincom Center Ba Trieu в Ханое. Комплекс стал первым торговым центром в западном стиле, построенным в бывшей социалистической стране, отмечала газета Vietnam Daily. За ним последовали жилые комплексы в Ханое и Хошимине. Постепенно Фам превратился в короля недвижимости, которого местные СМИ называли вьетнамским Трампом. Многие проекты были построены по схеме, когда государство бесплатно передает землю в обмен на обещание построить дороги и другую инфраструктуру.

Успех бизнеса Фама не раз вызывал вопросы. Активисты интересовались, как ему в 2016 г. удалось получить разрешение на строительство десяти 50-этажных жилых домов на месте выставочного центра в историческом районе Ханоя, где действуют ограничения по высотности. Да что там активисты – Нгуен Суан Фук, бывший премьер-министром страны в 2016–2021 гг., гневно вопрошал на публике, кто дал разрешение Фаму на строительство. Виновных так и не нашли. Но из-за общественного возмущения стройка была заморожена, потом чиновники отозвали разрешение и в итоге согласовали проект малоэтажного торгово-развлекательного комплекса.

В 2011 г. Фам объединил управляющую курортами компанию Vinpearl с девелопером Vincom – так появилась группа компаний Vingroup. В том же году, несмотря на кризис на рынке недвижимости, группе удалось продать недвижимости на $1,7 млрд и успешно разместить облигации для международных инвесторов на $300 млн. Андеррайтер Credit Suisse поначалу весьма скептически отнесся к финансовым показателям группы, рассказывал Forbes гендиректор Vingroup Ле Тхи Тху Тхуи: «Они наняли юристов и аудиторов для проверки. Мы предоставили им банковские выписки и контакты наших клиентов». В итоге цифры подтвердились. В том же 2012 году Фам первым из вьетнамских бизнесменов появился в рейтинге Forbes c $1,5 млрд. «История Фама олицетворяет историю этой нации после войны, капиталистические успехи страны, которая номинально остается коммунистической», – писал журнал.

В том же году Фам решил, что пора диверсифицировать бизнес. Vingroup с тех пор основывала одну «дочку» за другой. Vincharm производит товары для здоровья и красоты, Vinmec владеет сетью клиник, VinSchool – сеть частных школ, VinMart – сеть супермаркетов у дома, VinDS занимается спортивной одеждой, VinEco выращивает сельхозпродукцию, VinSmart делает мобильные телефоны, и это далеко не все направления бизнеса группы.

Неудивительно, что в 2017 г. у Фама дошли руки и до авторынка. Он основал автомобильную «дочку» под названием VinFast. «Во Вьетнаме мы сделаем то же, что Toyota – в Японии», – цитирует его интернет-издание Asia Markets. На острове Кат-Хай, неподалеку от портового города Хайфон, возник завод. Его буквально отвоевали у моря, забив сваи и отсыпав участок суши. Ультрасовременное производство, где трудится более 1000 роботов, построили в кратчайшие сроки – за 21 месяц. Даже Google-карты не угнались за Фамом. Когда в 2019 г. корреспондент Forbes был на предприятии и включил навигатор, тот показал, что журналист должен стоять по колено в море.

Пока завод строился, конструкторское бюро не теряло времени даром. Уже в 2018 г. на Парижском автосалоне Фам представил свои первые модели: пятиместный седан Lux A2.0 и семиместный внедорожник Lux SA2.0. А в июле 2019 г. первые машины были поставлены вьетнамским покупателям.

Такая скорость объясняется просто. Фам решил не делать автомобиль с нуля. Он сманил лучших профессионалов со всего света. Например, американского дизайнера Дэвида Лайона, который создавал Cadillac CTS, Chevrolet Cruze, Spark и Volt и другие модели General Motors (GM). Он заключил лицензионные соглашения с ведущими автопроизводителями. Седан Lux A2.0 построен на платформе шестого поколения BMW пятой серии, которое выпускалось немцами с 2010 по 2017 г. А внедорожник Lux SA2.0 – на основе BMW X5 третьего поколения, который немцы производили с 2013 по 2018 г. На машинах стояли моторы BMW или GM, коробку передач поставляла немецкая компания ZF Friedrichshafen.

Во время автосалона в Париже VinFast говорила о скором выходе на российский рынок, писала Autonews.ru. Идея выглядела привлекательной: фактически предлагались BMW последних моделей по вьетнамским ценам. Но что-то пошло не так. Седанов было выпущено всего около 10 000, внедорожников – вдвое меньше.

VinFast выпустила еще одну бензиновую модель, городской хетчбэк Fadil. Для этого Фам купил у GM завод в Ханое и права на выпуск Opel Karl Rocks под своим брендом. По оценкам газеты Gulf News, в 2020 г. было продано около 30 000 автомобилей, а в 2021 г. – более 45 000.

Между тем Фам задумал отказаться от бензиновых двигателей и переключиться на электрические. Может быть, потому, что он уже четыре года назад наладил выпуск электроскутеров. По интересному совпадению примерно тогда же власти предупредили, что могут запретить загрязняющие воздух бензиновые мотоциклы в крупнейших городах страны. Это очень популярный вид транспорта во Вьетнаме, так что перевод его на электричество открывает заманчивые перспективы перед производителями. Наряду с электроскутерами VinFast занялась электробусами, подписав контракт с Siemens на производство электрического городского транспорта для стран Юго-Восточной Азии. Подразделение, которое этим занимается, вполне ожидаемо назвали VinBus.

Два года назад VinFast представила сразу три модели электромобилей. Хетчбэк VF e34 поступил в продажу во Вьетнаме два года назад по цене около $30 000, став первым серийным электромобилем страны. За ним последовал среднеразмерный кроссовер VF8 (он же VF e35) по цене более $40 000 и полноразмерный кроссовер VF9 от $56 000. На выставке CES-2022 в Лас-Вегасе VinFast показала еще три концепта электромобилей, которые скоро обещает запустить в производство.

«Умирал четыре раза»

Все эти модели разрабатываются в исследовательских центрах компании во Вьетнаме, а также в США и Австралии. И совсем уж неожиданная новость для основанной в 2017 г. автокомпании, которая по меркам бизнеса еще младенец, – год назад VinFast объявила, что построит завод по производству электромобилей и аккумуляторов стоимостью $4 млрд в Северной Каролине, откроет более 35 шоурумов и сервисных центров в Калифорнии и создаст более 7000 рабочих мест. Джо Байден в ответ на эту новость гордо написал в Twitter: «Вот свежий пример моей экономической стратегии в действии». Вскоре после этого конгресс США внес изменения, которые усложнили получение налогового вычета в $7500 для покупателей электромобилей. Пока конкуренты Фама думали, что с этим делать, вьетнамец объявил: если покупатель не сможет получить вычет, компания за свой счет скинет ему с цены машины $7500.

Фаму может удаться покорение Америки, рассуждает Gulf News. В стране огромный спрос на электромобили, о чем свидетельствуют данные о предзаказах на них: например, на Ford F150 Lightning – более 200 000, а на Tesla Cybertruck – более 1,5 млн. Правительство по мере сил поддерживает спрос: оно намерено заменить около 600 000 бензиновых автомобилей из своего парка на машины с электротягой.

Но есть и ложка дегтя. VinFast собирается продавать американцам автомобили... без аккумуляторов. Их компания собирается сдавать в аренду за дополнительную плату, бесплатно меняя, если емкость упадет ниже 70%. Как воспримет эту идею широкая американская публика – не известно. Выяснить удастся не скоро: планы компании на американском рынке постоянно откладываются. Строительство завода должно было начаться в сентябре. Но в феврале компания еще не завершила расчистку площадки для него и не получила всех разрешений на строительство, узнала газета Automotive News. Кроме того, американское подразделение не набирает персонал, что было бы логично, а, наоборот, сокращает его. Электромобили производятся на заводе во Вьетнаме. По подсчетам Automotive News, в прошлом году выпущено менее 20 000 шт., при том что к 2026 г. компания намерена выпускать 1,1 млн автомобилей в год. Пока строится завод в Америке, компания рассчитывала продавать там сделанные во Вьетнаме электромобили: у нее уже 12 000 предзаказов. Первые 999 машин должны были быть доставлены в Америку в конце 2022 г., но, по информации на середину февраля, они так и не появились в Новом Свете. Компания оправдывается тем, что Агентство по охране окружающей среды США тянет с выдачей сертификата.

Автопроизводство Фама пока что убыточно. Компания потеряла в 2021 г. $1,3 млрд и еще почти $1,5 млрд – за первые девять месяцев прошлого года. По состоянию на сентябрь 2022 г. в нее было инвестировано около $7,5 млрд. Компания официально заявила, что в ближайшем будущем продолжит нести убытки. При этом Фам не планирует в ближайшее время инвестировать собственные средства в автомобильный проект, узнал Automotive News. Деньги Фам рассчитывает собрать с инвесторов. В декабре прошлого года VinFast подала заявку на IPO в США. Ни количество акций, ни ценовой коридор она не раскрыла. В проспекте говорилось, что выход на биржу запланирован на начало 2023 г. В феврале CNBC поинтересовалось у гендиректора VinFast Ле Тхи Тху Тюи о точной дате. Ответ был: «Как только мы будем готовы поговорить об этом подробнее, будем рады поделиться информацией».

Российско-украинский бэкграунд Фама регулярно становится пищей для разнообразных слухов. Как он жаловался Forbes в 2019 г.: «Если верить слухам, за последний год я умирал по меньшей мере четыре раза. Первая история: прилетели московские киллеры и застрелили меня. История вторая: я прилетел в Москву и меня убила русская мафия. История третья: меня застрелили на Украине. Но в прошлом году я даже ни разу не посетил ни Россию, ни Украину! И самая свежая история: я умер от рака. У меня все хорошо, но люди говорят, что я умер от рака. Знаешь, как говорят: собака лает, а караван идет. Мне интересны только мои проекты».

Vingroup Joint Stock Company

Конгломерат
Акционеры Бенефициар (данные компании на 1 февраля 2023 г.): Фам Нят Выонг
Капитализация (данные на 14 марта 2023 г.) – 196,6 трлн вьетнамских донгов ($8,3 млрд).
Финансовые показатели (2022 г.):
выручка – 101,6 трлн вьетнамских донгов ($4,3 млрд),
чистая прибыль – 8,4 трлн вьетнамских донгов ($353,3 млн).
Вьетнамский конгломерат, специализирующийся в основном на недвижимости, розничной торговле и здравоохранении. В начале 2000-х гг. Vingroup начала свою деятельность во Вьетнаме с двумя ключевыми брендами: Vincom и Vinpearl. В январе 2012 г. Vinpearl объединилась с Vincom, образовав акционерное общество Vingroup. Компания разрабатывает и строит объекты недвижимости, включая коммерческие, офисные и жилые здания, предоставляет медицинские услуги (Vinmec General International Hospital), а также образовательные услуги (VinSchool и VinUniversity). Помимо этого конгломерат занимается производством автомобилей VinFast и мобильных телефонов VinSmart, а также исследованиями и разработками технологий через компании VinTech Group. Компания управляет отелями, курортами и ресторанами Vinpearl, полем для гольфа Vinpearl, парками развлечений и аквапарками VinWonders. По данным компании на 31 декабря 2022 г., всего конгломерат насчитывал 105 дочерних компаний. Штаб-квартира находится в Ханое. Акции компании торгуются на фондовой бирже Хошимина с 2007 г.