Александр Сапожников: «Мы переплатили $100 млн»

Гендиректор «Русского краба» Александр Сапожников о крабовых аукционах и о том, почему в России не едят краба
Гендиректор и совладелец ГК «Русский краб» Александр Сапожников/ Пресс-служба ГК «Русский Краб»

Александр Сапожников стал владельцем 37,55% крупнейшего крабодобытчика России – ГК «Русский краб» – сразу после введения со стороны США санкций в отношении основателя группы Глеба Франка. В середине октября предприятия группы планируют вновь участвовать в распределении прав на добычу краба, хотя и на первом этапе получили квоты на около 10 500 т в год на 15 лет, заплатив более 38 млрд руб. В интервью «Ведомостям» Сапожников рассказал, как стал владельцем главного добытчика ценного вида водных биоресурсов, при каких обстоятельствах компания переплатила государству $100 млн по итогам первого этапа распределения квот и почему краб не станет таким же популярным в России, как и мясо.

– В 2022 г. вы стали владельцем 37,55% доли «Русского краба». Как было принято решение приобрести компанию у Глеба Франка?

– Решение было принято советом директоров, в том числе чтобы оградить компанию от возможных санкционных рисков (самого Франка включили в санкционный список США 24 марта 2022 г. – «Ведомости»). Для меня это было логичным решением, хотя и вынужденным. За пять лет работы я вложил в эту компанию столько личного ресурса, что ставить под удар бизнес было просто невозможно. Было важно сохранить компанию и ее потенциал.

– Вы не видите рисков, что на менеджмент тоже могут наложить санкции?

– Может быть, но пока работаем в той действительности, которая есть. Деньги, которые менеджмент привлек для приобретения долей компаний, прослеживаются. Это заемные средства. Так что пока, например, я не вижу рисков попадания в санкционный список.

– Когда вы говорите, что приобрели компанию на заемные средства, вы имеете в виду банк, а не Глеба Франка?

– Да, я кредитовался в банке, потому средства и прослеживаются.

– Стороны сделки не раскрывали сумму, за которую была продана компания. Сейчас вы можете это сделать?

– Могу сказать только, что сделка была на рыночных условиях.

– Сделка окончательная или есть условия обратной передачи при определенных обстоятельствах?

– Таких условий нет.

«Они же не церемонятся, они сразу возбуждают уголовные дела»

– Продажа компании менеджменту не спасла от санкций на поставку краба в США, Канаду и ЕС. Сейчас же его невозможно поставлять?

– Эти рынки закрыты, и это создает большие проблемы для отрасли, потому что серьезно ударило по ценам. Но нужно различать виды крабовой продукции. В мире всего добывается 260 000–270 000 т королевских и премиальных видов краба в год, из которых американцам поставлялось 120 000 т в варено-мороженом виде, Китай же в основном приобретает его в живом виде. В России два бассейна для добычи краба – Северный и Дальневосточный. На Севере, ранее ориентированном на поставку продукции в США и ЕС, выпускался именно варено-мороженый краб, дальневосточные краболовы, в том числе и «Русский краб», предпочтение отдают продажам этого вида ресурса в живом виде. После закрытия рынка США на рынок Китая вышло дополнительно порядка 60 000 т варено-мороженого краба, который ранее шел в США и который продавался по цене не менее $20 за 1 кг. Теперь же его продают по $8–8,5 за 1 кг.

– Нет реэкспорта, когда российский варено-мороженый и сыромороженый краб в итоге продают в США, просто меняя упаковку?

– Нет, такой возможности нет, потому что сырье прослеживается. Последний российский краб поступил в США в июне 2022 г. Были энтузиасты, которые этот барьер пытались проломить, но никому не удалось. Во-первых, у американцев очень четкая система отслеживания. Во-вторых, они же не церемонятся, они сразу возбуждают уголовные дела.

– А по какой цене реализует продукцию «Русский краб»?

– Мы в основном продаем живого краба в Китай, который не снизился в цене по сравнению с прошлым годом и продается по-прежнему по $24–25 за 1 кг. Что касается варено-мороженого краба, то в начале года было принято решение, что компания будет производить только дорогую, самую востребованную и высококачественную продукцию, адаптированную под запрос импортера. Для Японии, например, это сыромороженый краб, для Китая – целый в индивидуальной упаковке. В итоге мы сделали всего около 700 т такой продукции и успешно реализовали в Японии по цене $18–19 за 1 кг, а совсем не по $8 за 1 кг.

Но даже при такой цене ты фактически работаешь в ноль. Потому что, когда начинаешь считать, сколько забирает банк за обслуживание кредита, сколько идет в качестве платы государству за добычу водных биоресурсов, за топливо, ремонт, на заработную плату, питание, спецодежду, медицинское обслуживание... Поэтому история с ценами сейчас не самая простая, приходится крутиться-вертеться. Но «Русский краб» справляется.

«Китайцы меня между собой зовут «Мудрый Дедушка»

– Не испытываете проблем с обслуживанием кредитов, которые были взяты в том числе на покупку лотов на право добычи краба на первом этапе программы инвестквот?

– Ковенанты выполняются, мы успешно справляемся, потому что у нас сильная экономическая команда. Все посчитано достаточно четко, и бизнес сбоев не дает.

– Какой объем кредитов компания привлекла для участия в первом этапе квот?

– Порядка $540 млн.

– Планируете участвовать во втором этапе программы?

– Конечно. Иначе какие же мы были бы «русские», если бы мы не планировали?

– Но это же дополнительная нагрузка...

– Дополнительная нагрузка – да. Но мы верим в себя, верим в свою команду. На сегодня в «Русском крабе», по моему мнению, собраны лучшие или одни из лучших сил по Приморью, а может быть, и по России. Это и управление флотом, и технический департамент, HR, продажи, экономисты. Кстати, практически вся команда – дальневосточники, привлеченных менеджеров единицы.

– По каким видам планируете участвовать?

– Опилио, синий, камчатский.

– До какого момента готовы повышать свою заявку на приобретение лотов, если возникнет конкуренция со стороны других компаний? Потому что она уже сейчас, насколько мне говорят участники рынка, до 10 млрд руб. за лот доходит.

– Все модели рассчитаны, мы знаем, сколько сможем сделать шагов. Кроме того, есть же условия банка. Банк учитывает, что мы берем у него кредит на определенное количество лотов. Условно говоря, мы не можем купить вместо пяти лотов всего два, но по такой цене, что никогда не справимся с кредитной нагрузкой. У банка есть дополнительные условия, которые ограничивают бесконечное движение вверх.

– Не может быть поставлена, так сказать, «государственная задача» – купить, несмотря ни на что, по самой высокой цене?

Александр Сапожников

гендиректор и совладелец ГК «Русский краб»
Родился 9 июля 1952 г. В 1977 г. окончил Московский ордена Трудового Красного Знамени электротехнический институт связи по специальности «организация механизированной обработки экономической информации»
1979
начальник отдела Главснаба Министерства связи СССР
1991
заместитель начальника комплектации Главного управления комплектации, концерн «Телеком»
1993
коммерческий директор «Агропромцентра»
2008
генеральный директор ООО «Энерготранскомплект»
2009
заместитель генерального директора по развитию ЗАО «Новые инструментальные решения»
2014
директор по внутреннему контролю и аудиту ЗАО «Строй- трансгаз»
2018
первый заместитель генерального ди- ректора ГК «Рус- ский краб»
2020
генеральный директор ГК «Русский краб»

– У нас такого подхода нет. Мы считаем, смотрим, прогнозируем цены. Бизнес – это риск. Недавно ввели налог на сверхдоходы. У нас ряд компаний был открыт во время первых аукционов 2019 г. специально под них. На этих юрлицах был ноль, а потом вдруг сверхдоходы появились, потому что эти юрлица просто начали работать. Теперь ввели новую гибкую пошлину на экспорт в размере 7% (пошлина в 4–7% в зависимости от курса доллара действует с 1 октября на вывоз ряда товаров, в том числе водных биоресурсов. – «Ведомости»). Это все влияет на бизнес. Что мы делаем? Мы пересчитываем, уменьшаем количество шагов, снижаем максимальную стоимость покупки лота, на которую готовы пойти.

– Можете раскрыть ее?

– Воздержусь.

– Видите ли риски от конкуренции на аукционах?

– Конечно, потому что на рынке присутствуют серьезные игроки и борьба будет. Тем более есть люди просто азартные, от которых можно ожидать чего угодно. Я не думаю, что мы будем задавать тон в подъеме цен, но бороться будем. Не хочется терять лидерские позиции: если ты «большой», с тобой и рынок считается, а, например, китайцы падки на большое, красивое, значительное. И это имеет значение, потому что у большой компании больше преференций перед китайскими покупателями, чем у мелких. «Русский краб» сейчас самая крупная крабовая компания на Дальнем Востоке. Китайцы меня между собой зовут «мудрый дедушка». Мне приятно.

– В сентябре Банк России принял решение повысить ставку до 13%. В октябре 2019 г., когда проходил первый этап крабовых аукционов, она была 7%...

– И доллар стоил почти в 2 раза меньше. Краб же экспортная продукция.

– И стоил он дороже. Все это влияет на маржинальность добычи и участие в торгах?

– На маржинальность, конечно, влияет. Но не настолько, чтобы отказаться от участия. Тем более краб сейчас, если сравнивать с 2019 г., все-таки стоит не так дешево. Тогда 1 кг живого краба опилио стоил в среднем $18. В этом году «Русский краб» дешевле $20 за 1 кг не продавал. Что касается камчатского, он тогда стоил по $35 за 1 кг. В прошлом году этот вид краба продавался по $28 за 1 кг, как будет в этом году – посмотрим, сезон только начался.

Риски [есть] исключительно с точки зрения себестоимости добычи. Поэтому мы стремимся накапливать статистику, начиная от погоды, движения льдов, глубин и координат добычи. Стараемся создать стабильную команду капитанов. Потому что выпускаешь двух практически одинаковых капитанов, один идет уверенно и говорит: «Все будет хорошо». И у него все хорошо. А второй говорит: «Я попробую» – и в 2 раза меньше вылавливает. Чем меньше суток тратится на лов, тем меньше пустой зарплаты, меньше пустого топлива, больше промысловых ходок, соответственно, выше рентабельность. Ею мы и занимаемся.

«Если квоты продаются, должны быть гарантии, что продается не пустота»

– Видите ли риск, что сейчас второй этап квот пройдет, а через несколько лет государству еще раз понадобятся деньги и произойдет такое же изъятие прав на добычу, но под видом необходимости переоборудования отрасли или еще по какой-либо причине?

– Сказать, что будет, я не могу. Но договор заключается на 15 лет, согласно постановлению правительства. Пока мы работаем в условиях постановления, рисков я не вижу. Мы покупаем квоты на 15 лет, и за этот период мы должны рассчитаться с кредитами и заработать.

Есть различия. И на первом, и на втором этапе программы конкретно на Дальнем Востоке торгуются квоты, которыми владели квотодержатели, получившие их по историческому принципу, – они не приобретали квоты так, как сейчас будем приобретать мы. Участники аукционов – не просто покупатели, а инвесторы, их вклад в экономику и развитие рыбохозяйственной и смежных отраслей несоизмеримо выше, чем той группы добытчиков, которым квоты достались буквально бесплатно. Свои инвестобязательства мы выполняем, это внушает уверенность в защите нашего права на квоты.

Группа компаний «Русский краб»

ООО «Русский краб» было создано в 2018 г. на тот момент владельцем Русской рыбопромышленной компании Глебом Франком. На крабовых аукционах 2019 г. предприятия группы («Пасифик краб», «Камчатка краб» и «Атлантик краб») выиграли 10 лотов на право добычи на 15 лет. Группа получила право добывать около 10 500 т различных видов краба ежегодно. Всего «Русский краб» заплатил за эти права в бюджет более 38 млрд руб., обязавшись также построить 10 краболовов.
Группа называет себя крупнейшим крабодобытчиком на Дальнем Востоке. Общая квота на 2023 г. – 11 820 т. Добычу ведет в Беринговом, Охотском и Японском морях. Флот группы включает 39 краболовов.
В марте 2022 г. после введения санкций со стороны США в отношении Франка группа была продана менеджменту – Евгению Орлову, Антону Черткову, Александру Сапожникову и Станиславу Аксенову. Сумма сделки не раскрывалась, но представитель группы утверждал, что она была совершена на рыночных условиях.
Консолидированная финансовая выручка ГК «Русский краб» не раскрывается. По данным «Контур. Фокуса», общая выручка четырех крупнейших структур группы («Пасифик краб», «Атлантик краб», «Камчатка краб» и «П-краб») за 2022 г. – 20,7 млрд руб., чистая прибыль – 13,7 млрд руб.

Есть другая беда. Например, нам в 2019 г. продали квоты на 15 лет. Исходя из утвержденного на тот год общего допустимого улова (ОДУ), мы получили право на добычу 10 500 т краба [ежегодно]. Но снижение ОДУ произошло уже после первого года владения квотами. К 2023 г. через снижение ОДУ у нас «изъяли» права на добычу 1500 т краба. То есть мы переплатили $100 млн. Если вы выносите на аукцион определенные объемы краба, значит, это научно подтвержденные объемы, которые должны сохраняться хотя бы 3–4–5 лет? Поэтому очень большие риски я вижу с точки зрения именно уменьшения объемов.

– ОДУ определяется через научные исследования и с учетом сохранности популяции. Нет ли риска, что, если искусственно оставлять объемы, которые были выданы в 2019 г., игнорируя научные исследования о запасах, краба выловят и его просто может не стать?

– Это через три года, я согласен. Но нам в 2019 г. продали один ОДУ, а в 2020 г. его уже уменьшили. Возникает вопрос: на основе каких данных прогнозировали?

– Деньги нельзя вернуть?

– Нет. Этот момент в договоре предусмотрен как коммерческий риск. Нам как бы и предъявить некому. И это обязательное условие договора. Не хочешь – не участвуй. Но я считаю, что это абсолютно неправильный подход. Если квоты продаются, должны быть гарантии, что продается не пустота, а промысловая масса краба, которую мы будем добывать и за счет которой мы будем покрывать наши кредиты, расходы и т. д.

«Нужно поднимать судостроение в комплексе»

– Как идет строительство краболовов компании «Русский краб», которые компания обязана построить по итогам первого этапа аукционов?

– ГК «Русский краб» по итогам первого этапа программы инвестконтрактов взяла на себя обязательства по строительству 10 краболовов – по числу купленных лотов на добычу краба. Мы заказали семь судов для добычи живого краба и три краболова-процессора с перерабатывающими фабриками на борту. Все наши краболовы строятся, головное судно готовится к промыслу. Ну, во-первых, не хочется лишаться квот; во-вторых, возникшие проблемы решению поддаются и мы их решаем. Здесь основная сложность – задержки и отказы от поставки уже оплаченного оборудования, возникшие под влиянием санкций недружественных стран. Мы вовремя переориентировались на поиск альтернативного оборудования, в частности двигателей, в Китае и других дружественных странах. Часть оборудования мы все-таки успели получить. Но сами по себе инвестиционные обязательства по строительству судов – мера, я бы сказал, требующая дополнительной проработки.

– Владение квотами на добычу краба, как и других ресурсов, само по себе содержит обязанность не реже, чем раз в два года, добывать не менее 70% от выделенных квот собственным флотом. Иначе владелец может их лишиться. При этом условием первого этапа было то, что участники платили за права на добычу, а не получали их по историческому принципу. Разве эти два фактора сами по себе не мотивировали инвесторов самостоятельно принимать решения о строительстве судов, зачем было включать эти обязательства в договор?

– Для освоения приобретенных на аукционах квот требовался флот. По условиям инвестконтрактов освоение начиналось на следующий год после их подписания, а новые суда со стапелей российских верфей могли сойти не раньше чем через 3–5 лет. Поэтому все участники аукционов были вынуждены создавать флот под новые квоты на базе импортных б/у судов. Краболовы, которые мы построим по итогам первого этапа, придут на замену действующим «старичкам», которые эксплуатируются больше 20–25 лет.

Важно понимать, что деньги нужно вкладывать не в строительство судов с иностранными комплектующими, а в судостроение в комплексе, инвестировать в инфраструктуру, способную обеспечить судостроение необходимыми механизмами и комплектующими. А у нас всего два дизельных завода – ярославский и коломенский, которые не в состоянии производить судовые двигатели нужных нам характеристик.

Здесь необходимо участие не только инвесторов, но и государства, а также активная позиция самих верфей, которым необходимо понять, что их продукт должен выдерживать конкуренцию по цене, качеству, по срокам поставки. Без этого мы опять окажемся на игле [иностранного судостроения].

«Культура питания в России заточена на мясо»

– Есть ли проблема с поставками краба на внутренний рынок или в чем сложность нарастить?

– К сожалению, потребность внутреннего рынка крайне низкая. В России добывается примерно 100 000 т краба в год. По нашим данным, на внутренний рынок идет порядка 5%. Практически все его покупатели – это HoReCa Москвы и Петербурга. Их потребность полностью закрывают добытчики Северного бассейна. С Дальнего Востока везти живого краба через всю страну не имеет смысла. В этом году мы выпустили новую линейку розничной продукции – консервы, замороженное мясо в вакууме, начали активно взаимодействовать с федеральными и региональными розничными сетями. Пока наше соотношение поставок на внутренний и внешний рынки в пределах общероссийского тренда.

Но если будет расти благосостояние населения, то будет расти и потребление краба. Примеры зависимости потребительского поведения от уровня достатка мы наблюдали во время пандемии и в США, и в Китае. В ковидное время в Америке правительство активно дотировало население. У людей появились лишние деньги, и они стали радовать себя дорогими морепродуктами. Потребление крабов было рекордным!

В ряде стран есть госпрограммы, ориентированные на популяризацию потребления морепродуктов. Думаю, что такая программа должна появиться и в России.

– Краб вырастет в цене автоматически.

– Понимаешь, в оптовом сегменте он все равно будет притираться к мировой цене. Вопрос же еще в ценовой политике ритейлеров. Мы делаем, например, банку крабовых консервов с отпускной ценой от 1100 до 1300 руб. В магазинах Москвы и Питера такая банка стоит от 2500 до 3000, а в аэропортах до 5000. Почему – непонятно. Ну, наверное, рынок понимает, что он делает. Да и по меньшим ценам народ крабов не особенно-то берет. Культура питания в России все-таки заточена на мясо. Основные сценарии потребления краба – поход в ресторан и праздники. Когда мы едим краба? В салате на Новый год...

– В ресторанах краб популярен...

– В рестораны идут люди с деньгами. Да и не поешь краба каждый день. Это чистый белок, своеобразная вещь. Но рыба, черная икра, краб – это такие продукты, которые имеют определенное лечебное или оздоровительное значение в питании. Это здоровый обмен веществ, это хороший цвет кожи, это вообще общее здоровье. Поэтому популяризировать их потребление нужно. Но у нас и рыбу-то не особо едят. Что там про краба говорить.

– Вы сравниваете краба и черную икру, но, насколько я вижу, нет особых разговоров о необходимости популяризации краба на внутреннем рынке. Черная икра – нишевый дорогой товар, который найдет своего покупателя практически независимо от ценника. Может быть, у краба такой же путь? Или есть различие?

– Мы, как крабодобытчики, как раз постоянно слышим разговоры о необходимости увеличения объема продукта на внутреннем рынке. Различие в том, что к икре вопросов нет – никому в голову не приходит пытаться сделать ее общедоступным продуктом. Краб такой же деликатес в силу своего ограниченного объема в природе. Он никогда не будет продаваться дешево, но сделать его более востребованным у покупателей можно и нужно. Мы этим занимаемся.