В июне 1937 г. советский летчик-испытатель Валерий Чкалов с экипажем (второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков) на АНТ-25 совершили первый в истории беспосадочный трансполярный перелет из СССР в США через Северный полюс. В Вашингтоне экипаж встретил президент Франклин Рузвельт. Самолет АНТ-25, известный также как РД – «рекорд дальности», разработан в КБ Туполева и произведен в Воронеже на заводе № 18 (ныне ВАСО). Впервые АНТ-25 установил мировой рекорд дальности в 1934 г., совершив полет по замкнутому маршруту Москва – Рязань – Харьков – Москва (12 411 км), и всесоюзный рекорд продолжительности (75 ч.). Однако тогда рекорд не был официально оформлен, поскольку СССР не являлся членом Международной авиационной федерации (ФАИ).
На фото: самолет АНТ-25, на котором советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков совершили перелет из Москвы в Северную Америку через Северный полюс
Сергей Преображенский / ТАСС
Первый в мире испытательный полет сверхзвукового пассажирского самолета совершил 31 декабря 1968 г. советский ТУ-144. Он на два месяца опередил британско-французский «Конкорд». А несколькими месяцами позднее, в июне 1969 г., впервые в истории сверхзвуковой пассажирской авиации преодолел звуковой барьер. ТУ-144 разработан КБ «Туполев» в 1960 гг., производился в Воронеже на предприятии ВАСО. Коммерческая эксплуатация продолжалась с 1975 до 1978 г. – лайнер оказался нерентабельным для перевозки пассажиров. После завершения выпуска некоторые из оставшихся Ту-144 использовались для срочных грузовых и почтовых рейсов. В 1980-е гг. на борту самолета-лаборатории Ту-144Д проводились радиологические исследования для изучения и оценки распространения радиации и последствий Чернобыльской катастрофы.
На фото: советский сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 в аэропорту «Шереметьево»
Максим Богодвид / РИА Новости
АН-124 «Руслан» – самый грузоподъемный самолет своего времени. В июле 1985 г. он поднял на высоту 10 750 м груз весом в 17129 кг, более чем наполовину превзойдя существовавший на тот момент мировой рекорд. Всего «Руслан» установил более 30 мировых рекордов. Ан-124 создавался КБ им. Антонова для использования в военных целях. Но стал крупнейшим из коммерческих серийных самолетов, аналогов которому не было в мире. Долго время он был лидером авиаперевозок крупногабаритных и сверхтяжелых грузов за счет сочетания летно-технических характеристик (объем грузовой кабины, дальность полета, возможность загрузки без специального оборудования), что позволяло перевозить технику массой до 120 т на предельно большие расстояния. Производство «Русланов» в России было остановлено в 2004 г. Но самолеты остаются «рабочими лошадками» военно-транспортной авиации РФ. В 2018 г. обсуждалась возможность продления сроков эксплуатации и поддержания летной годности самолетов Ан-124 «Руслан» в АК им. Ильюшина и даже возможность возобновления производства.
DPA / TASS
Первый полет самого тяжелого грузового транспортного реактивного самолета в мировой авиации АН-225 «Мрия» (грузоподъемность 253,8 т) состоялся в декабре 1988 г. Самолет разработан в ОКБ им. Антонова и построен на Киевском механическом заводе в единственном экземпляре. Задачей Ан-225 была транспортировка компонентов ракеты-носителя и космического корабля «Буран» и отработка в качестве его первой ступени. В свой первый полет (длился 3,5 ч) Ан-225 установил сразу 110 мировых рекордов, в том числе рекорд взлетной массы (508,2 т). За всю историю полетов – 225 мировых рекордов. «Мрия» был самым большим и грузоподъемным самолетом за всю историю мировой авиации. Самолет сгорел в аэропорту Гостомель в феврале 2022 г.
Александр Кряжев / РИА Новости
Реактивный Ту-154 – самый массовый отечественный самолет гражданской авиации. Разработанный в 1960-х гг. в КБ Туполева, он стал одним из самых быстрых и комфортных пассажирских лайнеров своего времени. Скорость «тушки» превышала 900 км/ч. Судно было рассчитано на перевозку 152—180 пассажиров. В том числе на нем летали руководители разных стран. Свой первый рейс самолет выполнил в 1972 г. по маршруту Москва — Минеральные Воды. Крупносерийное производство Ту-154 велось на Куйбышевском авиационном заводе в течение 30 лет, вплоть до 2013 г. За это время, по данным ПАО «Туполев», было построено не менее 930 модификаций судна, 166 из них поставлены за рубеж – в Китай, КНДР, Болгарию, Румынию, на Кубу и другие страны, прежде всего социалистического лагеря. Ближайшим конкурентом по летно-техническим характеристикам был «Боинг-727», но Ту-154 вмещал на 25–30 пассажиров больше и мог нести на 2,5 т больше коммерческих грузов. Лишь к концу 2000-х гг. крупные российские авиакомпании отказались от этой модели. Свой последний полет Ту-154 совершил в 2020 г.
Евгений Разумный / Ведомости
11 августа 1959 г. – официальная дата рождения международного аэропорта «Шереметьево». В этот день там приземлился первый лайнер – Ту-104 с пассажирами из Ленинграда. Изначально он строился как центральный аэродром военно-воздушных сил Советской армии, но был передан гражданской авиации по решению руководителя страны Никиты Хрущева. К 1970 г. «Шереметьево» стало крупнейшим аэропортом в СССР. В 1988 г. там открылся первый в СССР магазин дьюти-фри. По собственным данным, в «Шереметьево» впервые в России внедрили биометрический паспортный контроль и автоматизированную систему сортировки ручной клади на досмотре. По итогам 2019 г. пассажиропоток почти достиг рекордной отметки в 50 млн человек, но к 2022 г. снизился до 28,42 млн. Но и сейчас «Шереметьево» остается лидером (по крайней мере, в России) по объемам пассажирских и грузовых перевозок.