Газета
Газета
Телеграм
Телеграм
Россия и мирСеверо-ЗападЮг
Бизнес
Экономика
Финансы
Инвестиции
Технологии
Медиа
Недвижимость
Политика
Победа-80
Общество
Менеджмент
Стиль жизни
Интервью
Мнения
Фотогалереи
ВЕДЫ
Правила торговли
Идеи управления
Город
Ведомости&
Аналитика
Капитал
Страна
Промышленность
Инновации и технологии
Премия Импульс
Здоровье
Спорт
Конференции
Справочник компаний
Справочник персон
Туризм
Право
Наука
Как потратить
Устойчивое развитие
Форум
Техуспех
Бизнес-регата
Ведомости Северо-Запад
Ведомости Северо-Запад Стиль жизни
Ведомости Юг
  • / Политика
    Путин поздравил сотрудников МЧС с Днем спасателя
  • / Политика
    Израиль первым признал независимость Сомалиленда
  • / Политика
    Трамп: план Зеленского невозможен без одобрения США
  • / Общество
    С января несовершеннолетние смогут выезжать за границу только с загранпаспортом
  • / Бизнес
    Мишустин утвердил программу безопасности полетов гражданских воздушных судов
  • / Политика
    Трамп в ближайшее время намерен провести телефонный разговор с Путиным
  • / Общество
    Минздрав предложил продлить работу врачам без аккредитации
  •  / Страна
    Суд арестовал экс-спикера думы Красноуфимска по делу о хулиганстве
  • / Политика
    США предложили Зеленскому договоренности на 15 лет
  • / Политика
    Путин обсудил с Совбезом развитие ИИ в интересах обороны
  • / Бизнес
    «Честный знак» заблокировал продажу 138 000 бутылок напитка Aloe Vera
  • / Политика
    Рябков: риск ядерного конфликта до конца не устранен
  • / Политика
    Рябков: Москва полностью готова к решению конфликта на Украине
  • / Общество
    Суд арестовал двух подростков за подготовку нападения на школу в Домодедове
  • / Политика
    МИД: план Зеленского сильно отличается от обсуждаемого с США
  • / Авто
    «Автостат»: в России зарегистрировано около 3 млн автомобилей из СССР
  • / Экономика
    Росстат сообщил о росте номинальных зарплат россиян
  • / Политика
    Китай ввел санкции против 20 компаний США за продажу оружия Тайваню
  • / Экономика
    Рост ВВП замедлился в ноябре до 0,1% в годовом выражении
  • / Общество
    ФСИН опровергла рассылку приглашений отметить Новый год в колониях
  •  / Город
    Музеи, парки, набережные: что посмотреть в исторических городах Подмосковья
  • / Авто
    «Романов» уточнил планы по развитию проекта тяжелых грузовиков БАЗ
  •  / Капитал
    Владислав Кочетков: «Рынку есть что предложить инвесторам в 2026 году»
  • / Финансы
    У пользователей Trust Wallet похитили $7 млн через расширение Chrome
  • / Общество
    Актрису Веру Алентову похоронят на Новодевичьем кладбище
  •  / Город
    В Петербурге открыли новые станции метро «Юго-Западная» и «Путиловская»
  •  / Спорт
    Триумф Батракова и возвращение Тюкавина – итоги года самых дорогих россиян в РПЛ
  • / Финансы
    ЦБ понизил официальный курс доллара до 77,69 рубля
  • / Общество
    Долина пообещала освободить квартиру Лурье до 5 января
  • / Недвижимость
    Росреестр опроверг данные о тысячах случаев мошенничества по «схеме Долиной»
  • / Общество
    На Дальнем Востоке в 2025 году подняли 14 затонувших судов
  • / Бизнес
    Минфин рассказал о снижении числа заявок от нерезидентов на продажу активов в РФ

Ближайшие события

Бизнес
Экономика
Финансы
Инвестиции
Технологии
Медиа
Недвижимость
Политика
Победа-80
Общество
Менеджмент
Стиль жизни
Интервью
Мнения
Фотогалереи
Календарь событий
январь
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  • / Политика
    Путин поздравил сотрудников МЧС с Днем спасателя
  • / Политика
    Израиль первым признал независимость Сомалиленда
  • / Политика
    Трамп: план Зеленского невозможен без одобрения США
  • / Общество
    С января несовершеннолетние смогут выезжать за границу только с загранпаспортом
  • / Бизнес
    Мишустин утвердил программу безопасности полетов гражданских воздушных судов
  • / Политика
    Трамп в ближайшее время намерен провести телефонный разговор с Путиным
  • / Общество
    Минздрав предложил продлить работу врачам без аккредитации
  •  / Страна
    Суд арестовал экс-спикера думы Красноуфимска по делу о хулиганстве
  • / Политика
    США предложили Зеленскому договоренности на 15 лет
  • / Политика
    Путин обсудил с Совбезом развитие ИИ в интересах обороны
  • / Бизнес
    «Честный знак» заблокировал продажу 138 000 бутылок напитка Aloe Vera
  • / Политика
    Рябков: риск ядерного конфликта до конца не устранен
  • / Политика
    Рябков: Москва полностью готова к решению конфликта на Украине
  • / Общество
    Суд арестовал двух подростков за подготовку нападения на школу в Домодедове
  • / Политика
    МИД: план Зеленского сильно отличается от обсуждаемого с США
  • / Авто
    «Автостат»: в России зарегистрировано около 3 млн автомобилей из СССР
  • / Экономика
    Росстат сообщил о росте номинальных зарплат россиян
  • / Политика
    Китай ввел санкции против 20 компаний США за продажу оружия Тайваню
  • / Экономика
    Рост ВВП замедлился в ноябре до 0,1% в годовом выражении
  • / Общество
    ФСИН опровергла рассылку приглашений отметить Новый год в колониях
  •  / Город
    Музеи, парки, набережные: что посмотреть в исторических городах Подмосковья
  • / Авто
    «Романов» уточнил планы по развитию проекта тяжелых грузовиков БАЗ
  •  / Капитал
    Владислав Кочетков: «Рынку есть что предложить инвесторам в 2026 году»
  • / Финансы
    У пользователей Trust Wallet похитили $7 млн через расширение Chrome
  • / Общество
    Актрису Веру Алентову похоронят на Новодевичьем кладбище
  •  / Город
    В Петербурге открыли новые станции метро «Юго-Западная» и «Путиловская»
  •  / Спорт
    Триумф Батракова и возвращение Тюкавина – итоги года самых дорогих россиян в РПЛ
  • / Финансы
    ЦБ понизил официальный курс доллара до 77,69 рубля
  • / Общество
    Долина пообещала освободить квартиру Лурье до 5 января
  • / Недвижимость
    Росреестр опроверг данные о тысячах случаев мошенничества по «схеме Долиной»
  • / Общество
    На Дальнем Востоке в 2025 году подняли 14 затонувших судов
  • / Бизнес
    Минфин рассказал о снижении числа заявок от нерезидентов на продажу активов в РФ

Главная / Бизнес / Галерея / 24 июля 2013, 00:00

Фото. 10 компаний, отличившихся во время войны и работающих по сей день

Первая мировая война разорила многих предпринимателей, но некоторые компании, наоборот, сильно выиграли от военных заказах. Это касается не только производителей оружия, но и, скажем, часовщиков и нефтяников.
Ведомости
  • Судостроение: Балтийский завод

Балтийский завод - одно из немногих предприятий в России, сохранивших название и профиль деятельности со времен Первой мировой войны. Он был создан после поражения России в Крымской войне.

В десятилетие перед началом Первой мировой войны техбюро Балтийского завода было сильнейшей кораблестроительной проектной организацией в России. Под руководством инженера Ивана Бубнова оно, в частности, спроектировало первые русские дредноуты класса «Севастополь». Строительство четырех линейных кораблей («Севастополя» и «Петропавловска» - на Балтийском заводе, а «Полтавы» и «Гангута» - на Адмиралтейском) началось до войны, но введены в строй они были после ее начала - в ноябре-декабре 1914 г. В начале следующего года они составили 1-ю бригаду линейных кораблей Балтийского флота. В военных действиях эта бригада участия почти не принимала. 

В войне также участвовали подводные лодки, построенные на Балтийском заводе. Помимо участия в боестолкновениях, субмарины старались не допустить транспортировку железной руды из Швеции в Германию. Из отдела подводного плавания Балтийского завода впоследствии возникло конструкторское бюро подводного кораблестроения «Рубин».

В течение войны на Балтийском заводе также строились заложенные еще в 1912 г. два из четырех линейных крейсеров типа «Измаил». Из-за финансовых проблем и политических событий ни один из кораблей не был завершен. Впоследствии три из них были проданы в Германию, а первый корабль этой серии пошел на слом. Снятые с него три орудия главного калибра включили в состав артиллерии береговой обороны Балтийского флота, и во время блокады Ленинграда они защищали город от фашистских войск.

В годы после Октябрьской революции завод одним из первых в стране начал производить коммерческие корабли; этому, в частности, способствовал Бубнов, под чьим руководством легкие крейсеры переделывались в нефтеналивные суда.

Балтийский завод был основан как частное предприятие, но в конце XIX в. оно стало казенным. Сейчас завод входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию.
    Балтийский судостроительный завод, 1964 г. ИТАР-ТАСС
    Судостроение: Балтийский завод Балтийский завод - одно из немногих предприятий в России, сохранивших название и профиль деятельности со времен Первой мировой войны. Он был создан после поражения России в Крымской войне. В десятилетие перед началом Первой мировой войны техбюро Балтийского завода было сильнейшей кораблестроительной проектной организацией в России. Под руководством инженера Ивана Бубнова оно, в частности, спроектировало первые русские дредноуты класса «Севастополь». Строительство четырех линейных кораблей («Севастополя» и «Петропавловска» - на Балтийском заводе, а «Полтавы» и «Гангута» - на Адмиралтейском) началось до войны, но введены в строй они были после ее начала - в ноябре-декабре 1914 г. В начале следующего года они составили 1-ю бригаду линейных кораблей Балтийского флота. В военных действиях эта бригада участия почти не принимала. В войне также участвовали подводные лодки, построенные на Балтийском заводе. Помимо участия в боестолкновениях, субмарины старались не допустить транспортировку железной руды из Швеции в Германию. Из отдела подводного плавания Балтийского завода впоследствии возникло конструкторское бюро подводного кораблестроения «Рубин». В течение войны на Балтийском заводе также строились заложенные еще в 1912 г. два из четырех линейных крейсеров типа «Измаил». Из-за финансовых проблем и политических событий ни один из кораблей не был завершен. Впоследствии три из них были проданы в Германию, а первый корабль этой серии пошел на слом. Снятые с него три орудия главного калибра включили в состав артиллерии береговой обороны Балтийского флота, и во время блокады Ленинграда они защищали город от фашистских войск. В годы после Октябрьской революции завод одним из первых в стране начал производить коммерческие корабли; этому, в частности, способствовал Бубнов, под чьим руководством легкие крейсеры переделывались в нефтеналивные суда. Балтийский завод был основан как частное предприятие, но в конце XIX в. оно стало казенным. Сейчас завод входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию.
  • Нефтедобыча: Royal Dutch Shell и другие

Образованная в 1907 г. путем слияния нидерландской и британской компаний Royal Dutch Shell во время Первой мировой войны сыграла значимую роль в обеспечении Великобритании новыми видами топлива. Она была основным поставщиком топлива британским войскам, воевавшим во Франции, единственным поставщиком авиационного топлива и на 80% обеспечивала армию взрывчатым веществом ТНТ (тринитротолуол). Кроме того, Royal Dutch Shell добровольно предоставила все свои корабли в распоряжение британского адмиралтейства.

Во время войны Royal Dutch Shell продолжала разрабатывать месторождения в странах, не затронутых конфликтом, таких как Венесуэла, Мексика, Саравак (сейчас - часть Малайзии). Однако в Европе война вносила свои коррективы: в 1916 г. компания в течение нескольких дней лишилась 17% своей совокупной нефтедобычи после вторжения Германии в Румынию. Позже она потеряла все активы в России после Октябрьской революции.

Первая мировая война стала первым масштабным конфликтом, в котором обладание нефтью давало серьезные преимущества. За три года до войны британское адмиралтейство решило начать строить новое поколение боевых кораблей, работающих на нефти, а не угле. Понимая возрастающую значимость бесперебойных поставок нефти, Уинстон Черчилль (в то время первый лорд Адмиралтейства) организовал покупку правительством за 2 млн фунтов контрольного пакета акций Anglo-Persian Oil Company (будущей British Petroleum - BP), которая тогда находилась в тяжелом финансовом положении. Сделка состоялась за шесть недель до начала войны, во время которой компания стала поставлять нефть для британского флота.
    Производство канистр для военных нужд на фабрике Royal Dutch Shell в Фулхэме. The Great War Archive, University of Oxford
    Нефтедобыча: Royal Dutch Shell и другие Образованная в 1907 г. путем слияния нидерландской и британской компаний Royal Dutch Shell во время Первой мировой войны сыграла значимую роль в обеспечении Великобритании новыми видами топлива. Она была основным поставщиком топлива британским войскам, воевавшим во Франции, единственным поставщиком авиационного топлива и на 80% обеспечивала армию взрывчатым веществом ТНТ (тринитротолуол). Кроме того, Royal Dutch Shell добровольно предоставила все свои корабли в распоряжение британского адмиралтейства. Во время войны Royal Dutch Shell продолжала разрабатывать месторождения в странах, не затронутых конфликтом, таких как Венесуэла, Мексика, Саравак (сейчас - часть Малайзии). Однако в Европе война вносила свои коррективы: в 1916 г. компания в течение нескольких дней лишилась 17% своей совокупной нефтедобычи после вторжения Германии в Румынию. Позже она потеряла все активы в России после Октябрьской революции. Первая мировая война стала первым масштабным конфликтом, в котором обладание нефтью давало серьезные преимущества. За три года до войны британское адмиралтейство решило начать строить новое поколение боевых кораблей, работающих на нефти, а не угле. Понимая возрастающую значимость бесперебойных поставок нефти, Уинстон Черчилль (в то время первый лорд Адмиралтейства) организовал покупку правительством за 2 млн фунтов контрольного пакета акций Anglo-Persian Oil Company (будущей British Petroleum - BP), которая тогда находилась в тяжелом финансовом положении. Сделка состоялась за шесть недель до начала войны, во время которой компания стала поставлять нефть для британского флота.
  • Страхование: Lloyd's of London

Первое упоминание о Lloyd's относится к 1688 г., впоследствии эта организация превратилась в страховой рынок. Уже в XVIII в. Lloyd's - мировой лидер в области морского страхования, издатель новостного журнала о морских перевозках Lloyd's List. Во время Первой мировой войны Lloyd's вела военную статистику, собирая и публикуя сведения о потопленных или поврежденных в ходе военных действий кораблях, а также информацию о захваченных германских судах.  

Несмотря на уход нескольких тысяч сотрудников на войну, Lloyd's продолжила эффективно функционировать, в том числе оценивая новые виды рисков, возникшие в результате появления новых технологий и видов вооружения, например подводных лодок и дирижаблей. Немцы активно использовали дирижабли Zeppelin для разведки и бомбардировки британской территории, прежде всего Лондона (от их налетов в Британии погибло более 500 человек). Катберт Хит, один из ведущих андеррайтеров Lloyd's, консультировал правительство по вопросам страхования от бомбардировок с воздуха и стал продавать соответствующие полисы. 

Рынок страхования в Первую мировую войну, как ни удивительно, долгое время сохранял международный характер. Даже контакты между страховыми и перестраховочными компаниями стран-противников никогда полностью не прерывались, не говоря уже о контактах между нейтральными странами или союзниками, пишет на своем сайте швейцарская Swiss Re (работает с 1863 г.). Так, 7 мая 1915 г. немецкая подводная лодка потопила лайнер «Лузитания», шедший из Нью-Йорка в Ливерпуль; около 1200 человек из почти 2000 пассажиров и членов экипажа погибли. «Лузитания» на тот момент была крупнейшим кораблем в мире; застрахована была не только она, но и многие пассажиры, среди которых было немало богатых людей, в том числе американский миллионер Альфред Вандербильт. Американские страховщики (США в тот момент еще не участвовали в войне) переложили значительную часть убытков на немецкие перестраховочные компании.
    Офис Lloyd's, 1809 г. Thomas Rowlandson, Augustus Charles
    Страхование: Lloyd's of London Первое упоминание о Lloyd's относится к 1688 г., впоследствии эта организация превратилась в страховой рынок. Уже в XVIII в. Lloyd's - мировой лидер в области морского страхования, издатель новостного журнала о морских перевозках Lloyd's List. Во время Первой мировой войны Lloyd's вела военную статистику, собирая и публикуя сведения о потопленных или поврежденных в ходе военных действий кораблях, а также информацию о захваченных германских судах. Несмотря на уход нескольких тысяч сотрудников на войну, Lloyd's продолжила эффективно функционировать, в том числе оценивая новые виды рисков, возникшие в результате появления новых технологий и видов вооружения, например подводных лодок и дирижаблей. Немцы активно использовали дирижабли Zeppelin для разведки и бомбардировки британской территории, прежде всего Лондона (от их налетов в Британии погибло более 500 человек). Катберт Хит, один из ведущих андеррайтеров Lloyd's, консультировал правительство по вопросам страхования от бомбардировок с воздуха и стал продавать соответствующие полисы. Рынок страхования в Первую мировую войну, как ни удивительно, долгое время сохранял международный характер. Даже контакты между страховыми и перестраховочными компаниями стран-противников никогда полностью не прерывались, не говоря уже о контактах между нейтральными странами или союзниками, пишет на своем сайте швейцарская Swiss Re (работает с 1863 г.). Так, 7 мая 1915 г. немецкая подводная лодка потопила лайнер «Лузитания», шедший из Нью-Йорка в Ливерпуль; около 1200 человек из почти 2000 пассажиров и членов экипажа погибли. «Лузитания» на тот момент была крупнейшим кораблем в мире; застрахована была не только она, но и многие пассажиры, среди которых было немало богатых людей, в том числе американский миллионер Альфред Вандербильт. Американские страховщики (США в тот момент еще не участвовали в войне) переложили значительную часть убытков на немецкие перестраховочные компании.
  • Автомобилестроение: Renault и другие

В Первой мировой войне участвовало немало автопроизводителей, которые впоследствии продолжили работу и существуют до нашего времени.

Французская Renault, основанная в 1899 г. и производившая к началу войны легковые автомобили, такси, автобусы и грузовики, занялась выпуском боеприпасов, носилок, карет "скорой помощи", военных самолетов и боевых машин, таких как танк Renault FT-17. Это первый серийный легкий танк, он также считается одной из наиболее революционных моделей в истории танкостроения. FT-17 впервые имел башню кругового вращения (360 градусов), в нем также впервые была применена компоновка отделений, ставшая классической (впереди - отделение управления, в центре - боевое, сзади - моторное). FT-17 производился по лицензии в США и в Италии, модифицированная копия выпускалась также в Советской России под названием «Рено русский» (стал первым советским серийным танком). 

Во время войны в ход пошли даже гражданские автомобили Renault. Французская армия реквизировала парк парижских такси (существовал с 1905 г., когда город заказал у Renault 1500 машин), чтобы доставлять на них солдат из Парижа к реке Марна в сентябре 1914 г. Битва на Марне - первое крупное сражение войны между англо-французскими войсками и немецкой армией, которая после приграничных столкновений стремительно продвигалась вперед, намереваясь обойти Париж с запада и взять французскую армию в котел. Марнское сражение Германия проиграла (в результате был сорван стратегический план, предусматривавший быструю победу на Западном фронте и вывод Франции из войны), а способствовавшие победе автомобили Renault стали называть Taxi de la Marne, «марнское такси».

В дальнейшем Renault использовала военные наработки для производства сельскохозяйственной и промышленной техники. Например, первый трактор компании, Type GP, выпускавшийся в 1919-1930 гг., был создан на основе танка FT-17. 

В производстве военной техники участвовали и другие автопроизводители. Так, немецкая Daimler выпускала автомобили для армии, в том числе совместно с Krupp - грузовики Krupp-Daimler, ставшие самым распространенными автомобилями в немецких войсках, а также авиадвигатели и даже самолеты. Версальский договор, официально завершивший Первую мировую войну, запретил Daimler выпускать военную технику. 

Американская Ford Motor во время войны стала выпускать корабли. Строительство завода Ford Rouge совпало со вступлением США в войну в 1917 г., и правительство заказало компании противолодочные корабли - они и стали первой продукцией завода. Из заказанных 100 кораблей было построено 60, когда война завершилась. Ford также поставлял странам-союзникам каски, танки, авиадвигатели, грузовики, кареты "скорой помощи", тракторы Fordson и автомобили «модель Т».

Именно началу войны британская компания Rolls-Royce обязана новым направлением своей деятельности - производством авиадвигателей; до этого она выпускала только автомобили. В 1914 г. Генри Ройс разработал свой первый авиадвигатель Eagle; по информации компании, на эти двигатели «пришлось около половины лошадиных сил, использовавшихся союзниками во время войны в воздухе». В дальнейшем как самостоятельная компания Rolls-Royce сохранилась именно в секторе производства авиадвигателей (выпуск автомобилей сейчас находится под контролем BMW).
    Французский танк Renault FT-17 преодолевает траншею, U.S. Signal Corps
    Автомобилестроение: Renault и другие В Первой мировой войне участвовало немало автопроизводителей, которые впоследствии продолжили работу и существуют до нашего времени. Французская Renault, основанная в 1899 г. и производившая к началу войны легковые автомобили, такси, автобусы и грузовики, занялась выпуском боеприпасов, носилок, карет "скорой помощи", военных самолетов и боевых машин, таких как танк Renault FT-17. Это первый серийный легкий танк, он также считается одной из наиболее революционных моделей в истории танкостроения. FT-17 впервые имел башню кругового вращения (360 градусов), в нем также впервые была применена компоновка отделений, ставшая классической (впереди - отделение управления, в центре - боевое, сзади - моторное). FT-17 производился по лицензии в США и в Италии, модифицированная копия выпускалась также в Советской России под названием «Рено русский» (стал первым советским серийным танком). Во время войны в ход пошли даже гражданские автомобили Renault. Французская армия реквизировала парк парижских такси (существовал с 1905 г., когда город заказал у Renault 1500 машин), чтобы доставлять на них солдат из Парижа к реке Марна в сентябре 1914 г. Битва на Марне - первое крупное сражение войны между англо-французскими войсками и немецкой армией, которая после приграничных столкновений стремительно продвигалась вперед, намереваясь обойти Париж с запада и взять французскую армию в котел. Марнское сражение Германия проиграла (в результате был сорван стратегический план, предусматривавший быструю победу на Западном фронте и вывод Франции из войны), а способствовавшие победе автомобили Renault стали называть Taxi de la Marne, «марнское такси». В дальнейшем Renault использовала военные наработки для производства сельскохозяйственной и промышленной техники. Например, первый трактор компании, Type GP, выпускавшийся в 1919-1930 гг., был создан на основе танка FT-17. В производстве военной техники участвовали и другие автопроизводители. Так, немецкая Daimler выпускала автомобили для армии, в том числе совместно с Krupp - грузовики Krupp-Daimler, ставшие самым распространенными автомобилями в немецких войсках, а также авиадвигатели и даже самолеты. Версальский договор, официально завершивший Первую мировую войну, запретил Daimler выпускать военную технику. Американская Ford Motor во время войны стала выпускать корабли. Строительство завода Ford Rouge совпало со вступлением США в войну в 1917 г., и правительство заказало компании противолодочные корабли - они и стали первой продукцией завода. Из заказанных 100 кораблей было построено 60, когда война завершилась. Ford также поставлял странам-союзникам каски, танки, авиадвигатели, грузовики, кареты "скорой помощи", тракторы Fordson и автомобили «модель Т». Именно началу войны британская компания Rolls-Royce обязана новым направлением своей деятельности - производством авиадвигателей; до этого она выпускала только автомобили. В 1914 г. Генри Ройс разработал свой первый авиадвигатель Eagle; по информации компании, на эти двигатели «пришлось около половины лошадиных сил, использовавшихся союзниками во время войны в воздухе». В дальнейшем как самостоятельная компания Rolls-Royce сохранилась именно в секторе производства авиадвигателей (выпуск автомобилей сейчас находится под контролем BMW).
  • Средства гигиены: Kimberly-Clark

Созданная в 1872 г. компания Kimberly-Clark занималась производством бумаги, а в 1914 г. открыла у себя научно-исследовательскую лабораторию. Возглавивший ее специалист из Австрии Эрнст Малер перед началом войны вместе с Джеймсом Кимберли, сыном одного из основателей компании, отправился в Европу, чтобы осмотреть некоторые новые изделия, такие как, например, целлюлозная вата, абсорбирующие свойства которой были лучше, чем у хлопковой. Разразившаяся война заставила их быстро вернуться в США, где Малер, экспериментируя с сортами бумажной массы, вместе с коллегами создал материал из целлюлозной ваты целлюкоттон. Перевязочных материалов в Европе не хватало, и после вступления США в войну в 1917 г. Kimberly-Clark по договорам с министерством обороны страны и Красным Крестом стала поставлять целлюкоттон по себестоимости. Его использовали как перевязочный и прокладочный материал, а также в качестве фильтров для газовых масок.

Когда война закончилась, у Kimberly-Clark остались огромные запасы ненужного больше целлюкоттона. Компания оказалась в сложном финансовом положении. Спасение пришло из Европы: сотрудник Американского фонда помощи раненым французам рассказал представителям компании, что сестры милосердия во время войны стали делать из целлюкоттона прокладки. Начав работать в этом направлении, Kimberly-Clark в 1920 г. выпустила первые в мире прокладки Kotex, а через четыре года - первые салфетки для лица Kleenex. Поначалу Kotex продавались в белой упаковке без опознавательных знаков, а женщины стеснялись спрашивать их у продавцов. Чтобы стимулировать продажи, Kimberly-Clark начала рекламную кампанию и выпуск просветительской литературы, описывавшей физиологические процессы в женском организме.
    Рекламный стенд Kimberly-Clark, 1920 е г.г. mum.org
    Средства гигиены: Kimberly-Clark Созданная в 1872 г. компания Kimberly-Clark занималась производством бумаги, а в 1914 г. открыла у себя научно-исследовательскую лабораторию. Возглавивший ее специалист из Австрии Эрнст Малер перед началом войны вместе с Джеймсом Кимберли, сыном одного из основателей компании, отправился в Европу, чтобы осмотреть некоторые новые изделия, такие как, например, целлюлозная вата, абсорбирующие свойства которой были лучше, чем у хлопковой. Разразившаяся война заставила их быстро вернуться в США, где Малер, экспериментируя с сортами бумажной массы, вместе с коллегами создал материал из целлюлозной ваты целлюкоттон. Перевязочных материалов в Европе не хватало, и после вступления США в войну в 1917 г. Kimberly-Clark по договорам с министерством обороны страны и Красным Крестом стала поставлять целлюкоттон по себестоимости. Его использовали как перевязочный и прокладочный материал, а также в качестве фильтров для газовых масок. Когда война закончилась, у Kimberly-Clark остались огромные запасы ненужного больше целлюкоттона. Компания оказалась в сложном финансовом положении. Спасение пришло из Европы: сотрудник Американского фонда помощи раненым французам рассказал представителям компании, что сестры милосердия во время войны стали делать из целлюкоттона прокладки. Начав работать в этом направлении, Kimberly-Clark в 1920 г. выпустила первые в мире прокладки Kotex, а через четыре года - первые салфетки для лица Kleenex. Поначалу Kotex продавались в белой упаковке без опознавательных знаков, а женщины стеснялись спрашивать их у продавцов. Чтобы стимулировать продажи, Kimberly-Clark начала рекламную кампанию и выпуск просветительской литературы, описывавшей физиологические процессы в женском организме.
  • Банковское дело: Citi

После вступления США в войну в 1917 г. банкиры из National City Bank (впоследствии - Citibank, сейчас - Citigroup) участвовали в организации «займа свободы», а годом ранее - в размещении военных облигаций в России. В первые годы конфликта, когда банк в 1915 г. получил возможность работать за границей, они, чтобы изучить возможности развития торговли по окончании войны, посетили ряд европейских стран, в частности Грецию и Турцию, где активно работали такие компании, как Standard Oil и American Tobacco.
 
Президент банка Фрэнк Вандерлип также считал, что можно будет активно развивать бизнес в России. В 1916 г. два вице-президента посетили Петроград, где, в частности, приобрели облигации царского правительства на 5 млн руб. и организовали выпуск военных облигаций на $50 млн. В 1917 г. было открыто отделение в Петрограде, а затем - в Москве. Однако приход к власти большевиков, национализировавших банки, и наступление Германии на Восточном фронте в феврале 1918 г. заставили National City Bank эвакуировать сотрудников. Они добирались по железной дороге через всю страну и в конечном итоге прибыли в японский порт Йокогама. 

В 1915-1917 гг. представитель National City Bank в Варшаве Александр Знамицкий (впоследствии начальник российского подразделения департамента внешней торговли банка) вел активную работу по анализу российской банковской системы и консультировал американцев по выходу на российский рынок. А после появления Польской республики он был в 1919 г. приглашен на пост министра торговли.

В 1917 г. Федеральный резервный банк Нью-Йорка попросил Вандерлипа организовать среди американцев рекламную кампанию «займа свободы», в рамках которого в течение двух лет были размещены четыре выпуска облигаций. На первый заем подписались 5,5 млн человек, купивших облигации на $2 млрд. Принятый конгрессом закон о выпуске «облигаций свободы» и сегодня используется как основание для выпуска всех казначейских облигаций США; а после терактов 11 сентября 2001 г. США снова выпустили бонды под аналогичным названием. 

Опыт массового привлечения заемщиков в дальнейшем помог National City Bank, когда он сам стал организовывать размещение облигаций для широкой публики. 

В привлечении финансирования для союзников участвовал и другой ведущий банк США, J.P. Morgan. В августе 1914 г. по договоренности с Банком Англии он стал единственным андеррайтером военных облигаций для Великобритании и Франции. Кроме того, J.P. Morgan инвестировал в производителей вооружений, которые получали финансирование и заказы от правительств этих двух стран.
    Обложка книги президента National City Bank of New York Фрэнка Вандерлипа "Как выиграть войну", colorado.edu
    Банковское дело: Citi После вступления США в войну в 1917 г. банкиры из National City Bank (впоследствии - Citibank, сейчас - Citigroup) участвовали в организации «займа свободы», а годом ранее - в размещении военных облигаций в России. В первые годы конфликта, когда банк в 1915 г. получил возможность работать за границей, они, чтобы изучить возможности развития торговли по окончании войны, посетили ряд европейских стран, в частности Грецию и Турцию, где активно работали такие компании, как Standard Oil и American Tobacco. Президент банка Фрэнк Вандерлип также считал, что можно будет активно развивать бизнес в России. В 1916 г. два вице-президента посетили Петроград, где, в частности, приобрели облигации царского правительства на 5 млн руб. и организовали выпуск военных облигаций на $50 млн. В 1917 г. было открыто отделение в Петрограде, а затем - в Москве. Однако приход к власти большевиков, национализировавших банки, и наступление Германии на Восточном фронте в феврале 1918 г. заставили National City Bank эвакуировать сотрудников. Они добирались по железной дороге через всю страну и в конечном итоге прибыли в японский порт Йокогама. В 1915-1917 гг. представитель National City Bank в Варшаве Александр Знамицкий (впоследствии начальник российского подразделения департамента внешней торговли банка) вел активную работу по анализу российской банковской системы и консультировал американцев по выходу на российский рынок. А после появления Польской республики он был в 1919 г. приглашен на пост министра торговли. В 1917 г. Федеральный резервный банк Нью-Йорка попросил Вандерлипа организовать среди американцев рекламную кампанию «займа свободы», в рамках которого в течение двух лет были размещены четыре выпуска облигаций. На первый заем подписались 5,5 млн человек, купивших облигации на $2 млрд. Принятый конгрессом закон о выпуске «облигаций свободы» и сегодня используется как основание для выпуска всех казначейских облигаций США; а после терактов 11 сентября 2001 г. США снова выпустили бонды под аналогичным названием. Опыт массового привлечения заемщиков в дальнейшем помог National City Bank, когда он сам стал организовывать размещение облигаций для широкой публики. В привлечении финансирования для союзников участвовал и другой ведущий банк США, J.P. Morgan. В августе 1914 г. по договоренности с Банком Англии он стал единственным андеррайтером военных облигаций для Великобритании и Франции. Кроме того, J.P. Morgan инвестировал в производителей вооружений, которые получали финансирование и заказы от правительств этих двух стран.
  • Техника и оборудование: General Electric

Созданная в 1889 г. General Electric к началу войны уже занималась некоторыми видами деятельности, которые составили основу ее бизнеса на столетие вперед. После вступления США в войну в 1917 г. правительство объявило конкурс на создание первого турбонагнетателя для поршневого двигателя. Турбонагнетатель должен был использовать выхлопные газы, чтобы усиливать тягу двигателя на больших высотах. Его планировалось устанавливать на самолеты недавно созданных военно-воздушных сил. 

GE разработала и продемонстрировала турбонагнетатель мощностью 350 л. с. и получила первый в своей истории госзаказ в авиационной индустрии. 

А в 1918 г. компания разработала генератор переменного тока мощностью 200 кВт, который был использован в первой трансокеанической радиосистеме. Установление радиосвязи через Атлантический океан позволило американскому командованию наладить сообщение с союзниками и своими экспедиционными войсками во Франции. 

GE до сих пор остается одним из ведущих мировых производителей авиадвигателей и поставщиком энергетических технологий.
    Работница на фабрике General Electric, REX / Nara Archives
    Техника и оборудование: General Electric Созданная в 1889 г. General Electric к началу войны уже занималась некоторыми видами деятельности, которые составили основу ее бизнеса на столетие вперед. После вступления США в войну в 1917 г. правительство объявило конкурс на создание первого турбонагнетателя для поршневого двигателя. Турбонагнетатель должен был использовать выхлопные газы, чтобы усиливать тягу двигателя на больших высотах. Его планировалось устанавливать на самолеты недавно созданных военно-воздушных сил. GE разработала и продемонстрировала турбонагнетатель мощностью 350 л. с. и получила первый в своей истории госзаказ в авиационной индустрии. А в 1918 г. компания разработала генератор переменного тока мощностью 200 кВт, который был использован в первой трансокеанической радиосистеме. Установление радиосвязи через Атлантический океан позволило американскому командованию наладить сообщение с союзниками и своими экспедиционными войсками во Франции. GE до сих пор остается одним из ведущих мировых производителей авиадвигателей и поставщиком энергетических технологий.
  • Часы: Rolex

Первая мировая война стала революционным временем для производителей часов. Наручные часы, которые до того в основном носили лишь женщины в качестве украшения, вошли в широкий обиход как раз на фронте. Именно на этой войне появилась фраза «сверить часы», а многие наручные часы того времени называли траншейными; от карманных часов они унаследовали открывающиеся крышки, которые защищали циферблат от повреждений.

Одним из самых активных поборников перехода на наручные часы был Ганс Вильсдорф, сооснователь и директор созданной в 1905 г. компании Wilsdorf & Davis, которая через три года зарегистрировала торговую марку Rolex, а в 1915 г. взяла ее себе в качестве названия. Вильсдорф и другие конструкторы компании много работали над обеспечением точности, и в 1914 г. британская обсерватория в Кью присвоила наручным часам Rolex класс точности A, который до того был прерогативой морских хронометров. Не менее важным был и вопрос надежности: военнослужащим на фронте было важно, чтобы их часы были по-возможности защищены от влаги и пыли. Работа в этом направлении привела к тому, что в 1926 г. Rolex представила первые по-настоящему водонепроницаемые часы Oyster.

В 1919 г. компания переехала в Женеву из Великобритании, где введенные во время войны налоги на предметы роскоши и экспортные пошлины на золото и серебро делали производство часов слишком дорогим. 

Поставками часов в действующую армию активно занимались и другие производители, в частности швейцарские компании Omega и Longines (обе сейчас входят в The Swatch Group). Так, королевский летный корпус (впоследствии - Королевские ВВС Великобритании) в 1917 г. выбрал Omega официальным часовщиком своих боевых подразделений. На следующий год так же поступила армия США.
    Rebberg Rolex 1914 г. rolexclubrussia.ru
    Часы: Rolex Первая мировая война стала революционным временем для производителей часов. Наручные часы, которые до того в основном носили лишь женщины в качестве украшения, вошли в широкий обиход как раз на фронте. Именно на этой войне появилась фраза «сверить часы», а многие наручные часы того времени называли траншейными; от карманных часов они унаследовали открывающиеся крышки, которые защищали циферблат от повреждений. Одним из самых активных поборников перехода на наручные часы был Ганс Вильсдорф, сооснователь и директор созданной в 1905 г. компании Wilsdorf & Davis, которая через три года зарегистрировала торговую марку Rolex, а в 1915 г. взяла ее себе в качестве названия. Вильсдорф и другие конструкторы компании много работали над обеспечением точности, и в 1914 г. британская обсерватория в Кью присвоила наручным часам Rolex класс точности A, который до того был прерогативой морских хронометров. Не менее важным был и вопрос надежности: военнослужащим на фронте было важно, чтобы их часы были по-возможности защищены от влаги и пыли. Работа в этом направлении привела к тому, что в 1926 г. Rolex представила первые по-настоящему водонепроницаемые часы Oyster. В 1919 г. компания переехала в Женеву из Великобритании, где введенные во время войны налоги на предметы роскоши и экспортные пошлины на золото и серебро делали производство часов слишком дорогим. Поставками часов в действующую армию активно занимались и другие производители, в частности швейцарские компании Omega и Longines (обе сейчас входят в The Swatch Group). Так, королевский летный корпус (впоследствии - Королевские ВВС Великобритании) в 1917 г. выбрал Omega официальным часовщиком своих боевых подразделений. На следующий год так же поступила армия США.
  • Машиностроение и сталь: ThyssenKrupp

Хотя сам немецкий производитель стали и оборудования был образован в 1999 г., вошедшие в него компании существуют уже не одно столетие: Krupp была создана в 1811 г. (самой промышленной династии Круппов - около 400 лет), а Thyssen - в 1891 г. К началу XX в. Krupp была крупнейшим промышленным концерном в Европе; основной статьей производства уже тогда было вооружение, 50% которого продавалось в Германии, остальное - еще в 52 странах. Во время войны, следуя приказам немецких властей, компания в пять с лишним раз увеличила производство по сравнению с довоенным уровнем и практически перестала выпускать гражданскую продукцию. Зарубежные рынки закрылись для Krupp в результате блокады со стороны стран-противников (британский производитель вооружений Vickers, например, перестал платить роялти по патенту Krupp на взрыватель для снарядов, хотя невыплаченные средства были возвращены в 1926 г.). 

Особую известность Krupp принесли тяжелые и дальнобойные орудия, такие как мортира «Большая Берта» (или «Толстушка Берта») калибра 420 мм, 900-килограммовые снаряды которой обладали огромной разрушительной силой (союзники на Западном фронте называли ее «убийцей фортов»), и «Парижская пушка» калибра 210 мм с 28-метровым стволом и дальностью стрельбы до 130 км (применялась в 1918 г. для обстрела Парижа).

Krupp также наладила совместный выпуск грузовиков Krupp-Daimler, ставших самым распространенными автомобилями кайзеровской армии, построила 84 подводных лодки. Значительные инвестиции в военные разработки и заводы спровоцировали кризис в компании после войны, когда ей пришлось отказаться от производства вооружений. Krupp переориентировалась на выпуск локомотивов, грузовиков, сельскохозяйственной техники, экскаваторов. 

Thyssen во время войны также производила вооружение и рельсы для железных дорог. Чтобы компенсировать нехватку кадров, ей пришлось активно нанимать на заводы женщин. После войны активы компании в странах-победительницах и Советской России были конфискованы.

Совокупные продажи ThyssenKrupp в финансовом году, завершившемся в сентябре 2013 г., составили 39,78 млрд евро. По данным Bloomberg, компания занимает шестое место в мире по выручке среди публичных диверсифицированных промышленных холдингов.
    Мортира «Большая Берта»
    Машиностроение и сталь: ThyssenKrupp Хотя сам немецкий производитель стали и оборудования был образован в 1999 г., вошедшие в него компании существуют уже не одно столетие: Krupp была создана в 1811 г. (самой промышленной династии Круппов - около 400 лет), а Thyssen - в 1891 г. К началу XX в. Krupp была крупнейшим промышленным концерном в Европе; основной статьей производства уже тогда было вооружение, 50% которого продавалось в Германии, остальное - еще в 52 странах. Во время войны, следуя приказам немецких властей, компания в пять с лишним раз увеличила производство по сравнению с довоенным уровнем и практически перестала выпускать гражданскую продукцию. Зарубежные рынки закрылись для Krupp в результате блокады со стороны стран-противников (британский производитель вооружений Vickers, например, перестал платить роялти по патенту Krupp на взрыватель для снарядов, хотя невыплаченные средства были возвращены в 1926 г.). Особую известность Krupp принесли тяжелые и дальнобойные орудия, такие как мортира «Большая Берта» (или «Толстушка Берта») калибра 420 мм, 900-килограммовые снаряды которой обладали огромной разрушительной силой (союзники на Западном фронте называли ее «убийцей фортов»), и «Парижская пушка» калибра 210 мм с 28-метровым стволом и дальностью стрельбы до 130 км (применялась в 1918 г. для обстрела Парижа). Krupp также наладила совместный выпуск грузовиков Krupp-Daimler, ставших самым распространенными автомобилями кайзеровской армии, построила 84 подводных лодки. Значительные инвестиции в военные разработки и заводы спровоцировали кризис в компании после войны, когда ей пришлось отказаться от производства вооружений. Krupp переориентировалась на выпуск локомотивов, грузовиков, сельскохозяйственной техники, экскаваторов. Thyssen во время войны также производила вооружение и рельсы для железных дорог. Чтобы компенсировать нехватку кадров, ей пришлось активно нанимать на заводы женщин. После войны активы компании в странах-победительницах и Советской России были конфискованы. Совокупные продажи ThyssenKrupp в финансовом году, завершившемся в сентябре 2013 г., составили 39,78 млрд евро. По данным Bloomberg, компания занимает шестое место в мире по выручке среди публичных диверсифицированных промышленных холдингов.
  • Продукты питания: Nestle

Война породила огромный спрос на продукты длительного хранения. Продукты нужно было доставлять из мест производства на фронт, а там полевые кухни не всегда могли оперативно накормить солдат на передовой, так что фасованные продукты стали неотъемлемой частью пайков. Две швейцарские конкурирующие компании, создавшие в результате слияния в 1905 г. Nestle and Anglo-Swiss Condensed Milk Company (их названия вошли в название объединенной компании), еще с конца XIX в. выпускали сгущенное молоко. Начало войны ударило по Nestle, т.к. сильно осложнило производство и закупку сырья, а также дистрибуцию. Но затем ситуация стала выправляться благодаря заказам от правительств, по которым компания стала поставлять в значительных количествах сгущенное и порошковое молоко. Чтобы обеспечивать спрос, она купила несколько фабрик в США, и к концу войны у нее было 40 фабрик в разных странах мира, а объем производства вырос вдвое. 

Окончание войны нанесло новый удар по бизнесу Nestle - госзаказы закончились, а потребители стали переходить с фасованных на свежие молочные продукты. В 1921 г. компания понесла первый убыток. Ей пришлось проводить реорганизацию, и в 1920-е гг. она занялась производством шоколадной продукции, которая с тех пор стала вторым главным направлением ее деятельности.

Война (на этот раз уже Вторая мировая) еще раз сначала подорвала бизнес Nestle, а затем помогла ему: новый продукт Nescafe стал неотъемлемой частью рациона американских военнослужащих, которые после окончания военных действий перенесли свою привычку в мирную жизнь. 

Несколько по-другому развивалась ситуация в секторе консервированных продуктов. На них во время войны тоже был большой спрос. В частности, потребность в питательной продукции длительного хранения для воюющих солдат была столь высока, что американская Campbell Soup (работает с 1869 г.), уже тогда широко известная своим томатным супом, выпустила для них в 1918 г. овощной говяжий суп. После войны производители фасованных и консервированных пищевых продуктов, чтобы не допустить падения спроса, повели масштабные рекламные кампании. Это, а также удешевление продуктов питания, производимых промышленным способом, способствовали тому, что люди в разных странах привыкли к подобной продукции, тогда как до войны она была не очень распространена.
    Рекламный плакат Nestle, Brown University Collections
    Продукты питания: Nestle Война породила огромный спрос на продукты длительного хранения. Продукты нужно было доставлять из мест производства на фронт, а там полевые кухни не всегда могли оперативно накормить солдат на передовой, так что фасованные продукты стали неотъемлемой частью пайков. Две швейцарские конкурирующие компании, создавшие в результате слияния в 1905 г. Nestle and Anglo-Swiss Condensed Milk Company (их названия вошли в название объединенной компании), еще с конца XIX в. выпускали сгущенное молоко. Начало войны ударило по Nestle, т.к. сильно осложнило производство и закупку сырья, а также дистрибуцию. Но затем ситуация стала выправляться благодаря заказам от правительств, по которым компания стала поставлять в значительных количествах сгущенное и порошковое молоко. Чтобы обеспечивать спрос, она купила несколько фабрик в США, и к концу войны у нее было 40 фабрик в разных странах мира, а объем производства вырос вдвое. Окончание войны нанесло новый удар по бизнесу Nestle - госзаказы закончились, а потребители стали переходить с фасованных на свежие молочные продукты. В 1921 г. компания понесла первый убыток. Ей пришлось проводить реорганизацию, и в 1920-е гг. она занялась производством шоколадной продукции, которая с тех пор стала вторым главным направлением ее деятельности. Война (на этот раз уже Вторая мировая) еще раз сначала подорвала бизнес Nestle, а затем помогла ему: новый продукт Nescafe стал неотъемлемой частью рациона американских военнослужащих, которые после окончания военных действий перенесли свою привычку в мирную жизнь. Несколько по-другому развивалась ситуация в секторе консервированных продуктов. На них во время войны тоже был большой спрос. В частности, потребность в питательной продукции длительного хранения для воюющих солдат была столь высока, что американская Campbell Soup (работает с 1869 г.), уже тогда широко известная своим томатным супом, выпустила для них в 1918 г. овощной говяжий суп. После войны производители фасованных и консервированных пищевых продуктов, чтобы не допустить падения спроса, повели масштабные рекламные кампании. Это, а также удешевление продуктов питания, производимых промышленным способом, способствовали тому, что люди в разных странах привыкли к подобной продукции, тогда как до войны она была не очень распространена.

Смотрите также

Отвлекает реклама?  Подпишитесь,  чтобы скрыть её
  • Подписка
  • Реклама
  • РФРИТ
  • Справочник компаний
  • Подписка для юр.лиц
  • О компании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Обратная связь
  • Справочный центр
  • Распространение

Наши проекты

Контакты

127018, г. Москва, ул. Полковая, д. 3, стр. 1
На карте
+7 495 956-34-58
info@vedomosti.ru

Нажимая кнопку «Подписаться», я даю свое согласие получать письма от «Ведомости» и подтверждаю, что ознакомился и принимаю Политику по защите персональных данных

Скачать для iOS
Скачать для Android

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).

Правила применения рекомендательных технологий в виджетах рекламно-обменной сети, размещенных на сайте vedomosti.ru: СМИ2, INFOX, 24smi

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, ИНН/КПП 7712108141/771501001, ОГРН 1027739124775, 127018, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Марьина Роща, ул. Полковая, д. 3, стр. 1 1999—2025

Сетевое издание Ведомости (Vedomosti)

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Казьмина Ирина Сергеевна

Электронная почта: news@vedomosti.ru

Телефон: +7 495 956-34-58

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных