Northrop выйдет из конкурса на поставку новых топливозаправщиков для ВВС США

Компания Northrop Grumman, один из крупнейших поставщиков американских ВВС, объявила о выходе из тендера на поставки новых самолетов-топливозаправщиков для ВВС США.

Руководство Northrop объяснило свой шаг тем, что нынешние правила конкурса делают дальнейшее участие в нем бессмысленным и слишком затратным для компании.

Northrop жалуется, что условия тендера "подыгрывают" ее конкуренту - компании Boeing, которая предложила военному ведомству самолеты на базе Boeing-767. Они дешевле, чем авиатанкеры, представленные на конкурс Northrop совместно с концерном EADS.

Другое условие, возмутившее компанию, - требование прописать в контракте фиксированную цену, которая не должна меняться полтора года. По словам представителей компании, это делает участие в конкурсе чересчур рискованным для нее.

Губернатор штата Алабама, в котором Northrop планировала построить заводы по производству заправщиков, прямо обвинил устроителей тендера в составлении правил таким образом, чтобы победа досталась компании Boeing. Однако Министерство обороны США отвергает эти обвинения. Военные чиновники утверждают, что условия конкурса были равными для обеих сторон.

Несмотря на то что Northrop недовольна условиями тендера, она не будет протестовать против новых условий "из чувства ответственности перед американскими военными, которым слишком долго приходится ждать новых танкеров", заявляют в компании.

Флот авиатанкеров в США решительно устарел. Большинству "летающих заправочных станций" уже более 50 лет, и их обслуживание становится слишком затратным для ВВС США. Однако две прежние попытки закупить новый парк современных авиатанкеров сорвались.

В частности, в 2004 г. Министерство обороны США заключило было контракт с Boeing, но вскоре из-за разгоревшегося скандала договор был аннулирован. Проведенный после этого конкурс был выигран конгломератом Northrop-EADS, но и его удалось успешно опротестовать компании Boeing.

Выход Northrop из игры станет очень болезненным ударом по конгломерату EADS, который выступал европейским партнером проекта и в случае победы собирался поставлять ВВС США самолеты модели A330 (разработанные авиастроительной компанией Airbus, которая входит в состав концерна). Участие в тендере давало EADS надежду выйти на американский рынок вооружений, сулящий множество выгодных заказов, пишет FT.

Теперь Boeing фактически остается единственным претендентом на победу в конкурсе. Накануне компания подтвердила свое предложение по поставке 179 самолетов общей стоимостью около $50 млрд. Если ее сотрудничество с ВВС США продолжится, то дальнейшие сделки могут принести Boeing до $100 млрд.