Барский не хотел "идти в атаку" на ВP

undefined

Неудавшаяся сделка ВР с "Роснефтью", предусматривавшая обмен акциями и совместную работу в Арктике, сейчас рассматривается арбитражным судом в Лондоне, так как акционеры ТНК-ВР пожаловались на нарушение акционерного соглашения. Четыре российских миллиардера, делящих с ВР контроль над ТНК-ВР, считают, что ВР должна была предложить сделку ТНК-ВР. ВР и "Роснефть" предлагали выкупить долю российских акционеров за $31 млрд, им было отказано.

Бывший заместитель председателя правления ТНК-ВР Максим Барский, втянутый в конфликт между BP и российскими акционерами, вспыхнувший из-за попытки ВР стать партнером "Роснефти", сказал, что никогда не поддерживал решение подать на британскую компанию в суд за причиненный ущерб. В интервью Reuters Барский, занимавшийся оперативным управлением третьей по добыче нефтяной компании России, опроверг предположения, что он призывал акционеров обратиться в суд накануне своей отставки 1 ноября. "Я написал акционерам - соберитесь и решите, кто присоединяется, кто нет. Это не было предложение идти в атаку на ВР. По моим полномочиям, я созывал совет директоров и собрания акционеров, и это была техническая форма письма", - сказал Барский.

Собрание совета директоров, которые должны были обсудить подачу иска против ВР в Великобритании и по месту регистрации ТНК-ВР - на Британских Виргинских островах - не состоялось. После публикации письма миноритарный акционер ТНК-ВР подал два иска с требованием о компенсации $16 млрд, ни один из которых не был удовлетворен. До вынесения решения суда ВР пожаловалась, что операционное подразделение ТНК-ВР в нарушение корпоративного управления поддержало иски в суде. По мнению ВР, решение о подаче крупного иска должен принимать совет директоров ТНК-ВР. После этого в отношениях акционеров наступил относительно спокойный период, и внимание переключилось на арбитражный процесс, который должен установить, нарушила ли ВР акционерное соглашение и должна ли платить неустойку.

Барский покинул компанию после года неопределенности, в течение которого совет директоров не раз откладывал его назначение генеральным директором. Барский, ранее основавший нефтяную компанию West Siberian Resources, был назначен преемником Роберта Дадли, ушедшего из ТНК-ВР в ходе акционерного конфликта и позже возглавившего ВР. "Мне вообще не обидно уходить, я абсолютно счастлив. И это не поза, это действительно так, потому что это не великое счастье. Помните, как Боб Дадли сказал - это самая тяжелая работа на свете - быть СЕО ТНК-ВР", - сказал Барский.

После ухода Дадли временным главой ТНК-ВР был назначен Михаил Фридман - один из российских акционеров компании и глава консорциума Альфа-групп - который, вероятно, останется генеральным директором компании до конца 2013 г. По словам Барского, эти два года необходимы для поиска нового руководителя: "Я верю, что новый СЕО должен вырасти из компании. Но я пока никого не вижу, но со временем - вполне, за два года. Это реалистичное время, чтобы найти нового СЕО". "Пока акционеры сидят в компании, они оказывают огромное влияние на компанию", - добавил он.

"Они (русские акционеры) были готовы оставить свои посты в компании - если бы ВР меня номинировало на СЕО. С Германом (Ханом, партнером Фридмана в Альфа-групп) мы все это проговаривали, это все было реальностью. Но ВР не вынесло мою кандидатуру". Он отрицает, что акционеры политизировали оперативное управление компанией. "Управление компанией сейчас не политизировано - ею управляют высокого уровня менеджеры. Глава upstream Алекс Доддс - он ни от кого. Это была моя задача - человек ни от кого, он из Exxon. Ему все равно - что ВР, что ААР - у него есть задача: добыча. Он ей управляет".

Барский возглавил зарубежную экспансию компании: под его руководством ТНК-ВР выкупила доли ВР в активах во Вьетнаме и Венесуэле, которые британская компания решила продать после катастрофы на скважине Macondo в Мексиканском заливе. Также он вел переговоры о начале разведки в Бразилии. Совет директоров разрешил расширение только в трех странах, но по словам Барского, эти активы могут служить базой для экспансии на этих рынках. Сейчас компания думает принять участие в тендере на лицензии во Вьетнаме. "Сейчас портфель у ТНК-ВР - самый тяжелый среди крупных российских компаний - это старые, обводненные месторождения, 70% - в Западной Сибири, где экономика - если бы не было изменения в налоговом режиме - была бы ноль... И их (месторождения) нужно заменять на более эффективные. В Бразилии прибыль с барреля в три раза выше, чем в России".