После трех поражений ООО "Лина" выиграло у "Макдоналдса" суд за бренд "С пылу, с жару"

Макдоналдсу запретили использовать бренд "С пылу, с жару" для товаров 30-го класса Международной классификации товаров и услуг - кофе, чая, хлебобулочных, кондитерских изделий и др. Это решение принял президиум Высшего арбитражного суда. Право на бренд оспаривало ООО "Лина". Оно требовало 1 млн руб. компенсации за незаконное использование этого словосочетания. В части остальных требований дело направлено на новое рассмотрение в арбитраж Москвы.

Ранее три нижестоящих суда - московский арбитраж, Девятый арбитражный апелляционный суд и Федеральный арбитражный суд Московского округа - ООО "Лина" отказывали. Первое решение суда по этой тяжбе было принято более года назад, 5 марта. Президиум ВАС счел, что истцу отказывали неправомерно.

"Лина" зарегистрировала исключительные права на на словесный товарный знак "С пылу, с жару" в отношении товаров 30-го класса МКТУ - блины; изделия кондитерские из сладкого теста преимущественно с начинкой; изделия пирожковые. Представители истца зафиксировали, что "Макдональдс" продавал сэндвич с маркировкой "С пылу, с жару", "Лина" потребовала от сети фастфуда прекратить нарушать ее исключительные права, но "Макдоналдс" это требование не признал.

До сих пор суды указывали, что у товарного знака "С пылу, с жару" отсутствует различительная способность, поскольку данное словесное обозначение является фразеологизмом, устойчивым общераспространенным выражением, характеризующим качество и свойства товара. Поскольку на упаковке сэндвича это выражение мелким шрифтом наносится с 2008 г., то есть до регистрации прав "Лины", а охраняемые элементы товарных знаков "Вот что я люблю" и "Биг тейсти" доминируют на упаковке, суды решили, что выражение "с пылу с жару" используется просто как описание свойств товара. Московский арбитраж, в частности, решил, что использование ответчиком товарного знака истца не приводит потребителей к смешению товаров и их производителей, поэтому не является правонарушением.

Президиум Высшего арбитражного суда постановил, что суды трех предыдущих инстанций не учли, что словесное обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах (фонетический, графический, смысловой). "С пылу, с жару" на упаковке сэндвича во всех элементах совпадает с товарным знаком "Лины", оценивать его размер и наличие иных товарных знаков на упаковке смысла не имело. Таким образом, суды неправильно применили пункт 3 статьи 1484 Гражданского кодекса к правоотношениям сторон, считает коллегия ВАС.

Также суды ранее отмечали, что товарный знак "Лины" не зарегистрирован в отношении сэндвичей. В ВАС считают, что сэндвичи и блины с пирожками относятся к одному роду - продукты питания, одинаковыми являются их потребительские свойства, функциональное назначение, условия реализации, круг потребителей, товары являются взаимозаменяемыми, что в совокупности свидетельствует об их однородности.