РСПС: Российский рынок сока в 2013 г. может вернуться на докризисный уровень

Объем продаж соковой продукции в России в 2012 г. увеличился на 2,3% по сравнению с предыдущим годом - до 3,03 млрд л, и если темпы роста не снизятся, то по итогам этого года рынок может вернуться на докризисный уровень, сообщила президент Российского союза производителей соков (РСПС) Наталья Иванова на пресс-конференции во вторник.

До 2007 г. отечественный соковый рынок показывал рост в среднем на 15% в год, однако в 2008 г. на фоне финансового кризиса он сократился на 0,8%, а в 2009 г. - на 12%. В 2010 г. объем производства увеличился на 7,4%, в 2011 г. - на 1,8%, в 2012 г. - на 2,3%.

"В этом году есть перспективы возвращения на докризисный уровень (по объему производства)", - отметила Иванова.

По словам Ивановой, в ближайшие годы ожидается дальнейшее развитие российского рынка соковой продукции. "Но, конечно, уже не будет таких темпов роста, какие были до 2008 г.", - добавила она.

"Это связано прежде всего с тем, что мы достигли уже достаточно больших объемов потребления, но некоторый рост мы прогнозируем", - пояснила она.

По данным РСПС, по итогам 2012 г. крупнейшим игроком на рынке соковой продукции в России остается компания PepsiCo, на которую приходится более 40% объема производства: 21% выпускает завод "Лебедянский" и 19% - "Вимм-Билль-Данн" (ВБД), входящие в состав концерна. Доля Coca-Cola составляет 24%: 17% производится на ее заводе "Мултон" и 7% - на предприятии "Нидан Соки". По итогам 2011 г. на ВБД приходилось 20,5% производства, "Лебедянский" - 24,9%; "Мултон" - 16,7%, "Нидан" - 9%.

Третьим по величине производителем является компания "Сады Придонья", доля которой по итогам прошлого года увеличилась с 6,7% до 9%. На "Санфруттрейд" приходится около 5% рынка, на "Прогресс" - 4%, на "Интерагросистемы" - 3%. Частным маркам ритейлеров принадлежит 7%.

Половину рынка сейчас аккумулируют пять брендов: на марку "Добрый" приходится 17%, "Фруктовый сад" - 14,6%, "Любимый" - 10,8%, "Моя семья" - 6,8%, "100% Gold" - 4,1%.

За прошлый год сок в России подорожал по сравнению с 2011 г. на 3,6 руб. - до 46,2 руб. в среднем за 1 л. Как пояснили представители союза, это произошло из-за удорожания сырья. По словам Филиппенко, подорожание некоторых видов сырья составило от 15% до 40%.

В среднем россияне потребляют 21 л соковой продукции на человека.

По данным исследовательской компании Canadean, которые во вторник привел союз, общий объем потребления соков в России в 2012 г. сократился на 9% - до 768,1 млн л, нектаров - на 1%, до 1,79 млрд л. В то же время потребление сокосодержащих напитков выросло на 24% - до 321,5 млн л.