В I квартале рынок мобильных телефонов в России вырос на 12,4%

undefined

Продажи смартфонов в России в натуральном выражении выросли в I квартале 2013 г. на 36,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 3,5 млн устройств, говорится в исследовании ОАО "Мобильные телесистемы" (МТС). В денежном выражении рынок вырос на 42,5%, до 38,3 млрд руб.

Доля смартфонов (в натуральном выражении) в общем количестве проданных мобильных устройств выросла на 13,3%, до 40%. В денежном выражении доля смартфонов выросла на 16,5%, до 78%.

Количество проданных за I квартал телефонов в России в целом уменьшилось на 8,4%, до 8,64 млн устройств. В то же время в денежном выражении рынок мобильных телефонов вырос на 12,4%, до 49,1 млрд руб.

МТС связывает сокращение объема рынка мобильных телефонов в натуральном выражении со снижением покупательной активности абонентов после ее взрывного роста в 2011-2012 гг., когда банки включились в систему pos-кредитования в розничных сетях, а ритейлеры соперничали в ценовых акциях.

Абонентская база передачи данных с мобильных устройств операторов "большой тройки", выраженная в sim-картах, по итогам I квартала 2013 г. превысила 65 млн, всего по российскому рынку составила более 70 млн. МТС отмечает, что темпы роста трафика мобильной передачи данных в России в разы опережают прирост абонентской базы пользователей мобильного интернета: в I квартале 2013 г. по сравнению с I кварталом 2012 г. объем интернет-трафика вырос в 2 раза, а число активных пользователей мобильного интернета увеличилось на 10%.

Сегодня 1% наиболее активных пользователей мобильного интернета в России генерирует более 40% трафика. Эксперты МТС прогнозируют, что этот тренд может измениться к 2015 г., когда большое количество пользователей будет генерировать большой объем интернет-трафика.

По оценке МТС, среднерыночная цена смартфона в I квартале 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 4,6%, до 10 950 руб. Эксперты МТС объясняют рост средней цены тем, что ритейлеры в начале 2013 г. в ожидании новинок снижали цены на флагманские модели прошлого года. Кроме того, в условиях растущей популярности смартфонов и усиления конкуренции между производителями устройств вендоры повышали доступность дорогих смартфонов совместными акциями с розничными сетями.

По сравнению с IV кварталом 2012 г. среднерыночная цена смартфона снизилась на 0,35%. МТС объясняет это снижение фактором сезонности (накануне Нового года пользователи чаще покупают дорогие устройства).

Согласно исследованию, первое место по числу продаж в натуральном выражении в России в I квартале 2013 г. заняли смартфоны на базе Android - их доля на рынке выросла, по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., на 26,2%, до 70,1%. Доля смартфонов с IOS выросла на 2,4%, до 8%, Windows - на 1%, до 5,7%. Кроме того, свою долю на рынке увеличили смартфоны под управлением Asha (продажи этих устройств в России начались с середины 2012 г.): по сравнению с IV кварталом 2012 г. их доля в общих продажах выросла на 0,7%, до 8,4%. Доли смартфонов под управлением этих систем на рынке росли на фоне сокращения продаж устройств под управлением Symbian (на 27,2% по сравнению с I кварталом 2012 г., до 1,8%) и Bada (на 10,9%, до 5,3%).

По данным МТС, среди вендоров по числу продаж в натуральном выражении на рынке смартфонов в России по-прежнему лидирует Samsung, однако его доля сократилась на 4%, до 33,9%. Доля второго по величине игрока - Nokia - также сократилась (на 17,8%, до 14,5%). HTC, в I квартале 2012 г. занимавший третье место, уступил его Sony, сократив долю на рынке на 0,6%, до 7,9%. Свои доли на рынке увеличили Sony - на 1,5% (до 8,9%), Apple - на 2,5% (до 8%) и LG - на 2,3% (до 6,8%). Также свою долю на рынке отвоевал новый игрок - Fly (начал продавать смартфоны в России с весны 2012 г.). На устройства этой компании пришлось 6% продаж. Доля других вендоров на российском рынке смартфонов выросла на 10,5%, до 14%.

Количество салонов розничной сети МТС (с учетом партнеров, работающих под брендом компании) в России выросло за квартал на 8,6%, до 4400 (из них 68 флагманских).

В I квартале МТС сосредоточилась на продаже смартфонов низкого ценового сегмента (1500-5000 руб.). Доля продаж таких смартфонов в розничной сети МТС в натуральном выражении выросла на 16%, до 37,4%. Доля "средних" смартфонов (5000-10 000 руб.) сократилась на 16%, до 33%. Доля "дорогих" смартфонов (10 000-15 000 руб.) выросла на 1,2%, до 16,6%. Продажи смартфонов премиум-класса (от 15 000 руб.) сократились на 1,2%, до 12,9%.

МТС отмечает, что за счет роста доли дешевых смартфонов в продажах доходы розничной сети снизились (оператор не раскрывает насколько). Однако МТС рассчитывает восполнить убытки за счет абонентов, которые перейдут с мобильных телефонов на смартфоны: при переходе ARPU растет в среднем на 70-100 руб. в месяц.