Российские огранщики снижают закупки алмазов "Алросы"

undefined

Российские огранщики сокращают закупки алмазов "Алроса" из-за переизбытка бриллиантов на рынке: они не могут оперативно перепродавать сырье, и на их продукцию снижаются цены. В первом полугодии 2013 г. доля продаж алмазов "Алросы" на внутренний рынок упала на 37% в годовом измерении до 10,52 млрд руб., говорится в полугодовом отчете компании. Продажи на внутренний рынок сформировали только 12,8% консолидированной выручки от продаж "Алросы в январе - июне 2013 г. против 22% годом ранее. Объем экспортных продаж алмазов возрос на 19,5% и достиг на конец первого полугодия 63,06 млрд руб.

Эксперты полагают, что на рынке сейчас образовался переизбыток бриллиантов, при этом объем заложенного в банках сырья по кредитам (в основном индийской гранильной отрасли) превышает оценку мировой добычи и составляет $18 млрд. Дефицит ликвидности и ослабление рупии ограничивают покупательную способность индийских диамантеров - основного двигателя спроса на рынке.

Максим Шкадов, руководитель смоленского ПО "Кристалл", крупнейшего российского производителя бриллиантов и основного покупателя "Алросы" в России, считает, что резкое сокращение продаж алмазной монополии вызвано неблагоприятным состоянием дел в отечественной огранке. Российские производители закупают алмазное сырье по рыночной цене, но не могут оперативно продать часть, нерентабельную для огранки, заявил он. "Кристалл" сейчас вынужден продавать сырье с дисконтом 5-8%. По его словам, в стране обращение алмазного сырья чрезвычайно "зарегулировано": процесс учета регистрации сделок, выставление на сайт Таможенного союза и получение лицензии занимает до 2-3 месяцев. За этот период рынок меняется, и оказывается, что товар нельзя продать без убытка, хотя два месяца назад это было вполне реально. Это ставит российских огранщиков в невыгодное положение по сравнению с их зарубежными конкурентами.

Ситуацию осложняет 18%-ный НДС при покупке сырья, заявил "Интерфаксу" Валерий Морозов, гендиректор другого отечественного потребителя "Алросы", "Руиз Даймондс". Российские покупатели платят на 18% больше, чем зарубежные конкуренты, объяснил он. Также, по его словам, себестоимость обработки выросла на фоне инфляции при сохранении курса доллара.

В трудные для рынка моменты "Алроса" вводила отсрочку для своих клиентов, но это не обязанность компании, а ее добрая воля, один из инструментов поддержки потребителей, заявил начальник управления по клиентской политике алмазной компании Владлен Ноговицын. "Решения о вводе или прекращении отсрочек по НДС принимаются, строго основываясь на индикаторах рынка - объемах стоков, проценте отказа, индексах цен на вторичном рынке", - сказал он. По словам Ноговицына, сейчас "Алроса" предоставляет отсрочку по НДС клиентам на 90 дней - так было в августе и сентябре.