У Счетной палаты масса претензий к РЖД за реализацию реформы отрасли

РЖД в течение третьего этапа реформы железнодорожного транспорта в России (в 2006-2010 гг.) не завершило формирование нормативной правовой базы, регулирующей доступ заинтересованных пользователей к услугам своей инфраструктуры, следует из сообщения Счетной палаты.

Ведомство проанализировало результаты реформы и ее влияние на экономику и социальную сферу в России. "Анализ выполнения 70 плановых мероприятий показал, что более половины из них выполнены с опозданием до 3 лет: в частности, нормативные документы принимались не вовремя", - приводит Счетная палата слова своего председателя Татьяны Голиковой.

По итогам второго этапа реформы (2003-2005 гг.) окончательно не определена целесообразность создания специализированных грузовых перевозчиков - транзитных, интермодальных и рефрижераторных. Кроме того, в этот период не были созданы условия для увеличения числа конкурирующих компаний, занимающихся перевозками "на условиях публичного договора". В течение первого же этапа (2001-2002 гг.) не был создан механизм поддержки убыточных видов деятельности (в первую очередь, пассажирских перевозок), не приняты основополагающие нормативные акты, необходимые для приватизации имущества организаций федерального железнодорожного транспорта.

Кроме того, аудиторы отметили и другие нерешенные проблемы. "Проведенные преобразования в отрасли существенно не улучшили эксплуатационные характеристики и техническую оснащенность сети железных дорог. Сохраняются диспропорции в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортной обеспеченности регионов. Не создан механизм безубыточной деятельности в сфере пассажирских пригородных перевозок (двухуровневое тарифное регулирование, при котором государство определяет тариф за использование инфраструктуры, а субъекты страны - тариф на перевозку пассажиров, требует совершенствования: это подтверждается тем, что значительная часть пригородных пассажирских компаний работают с убытками; при этом на компенсацию потерь в доходах РЖД ежегодно из федерального бюджета выделяются субсидии в сумме 25 млрд руб.)", - отмечает Счетная палата.

Согласно данным Росстата, стоимость основных фондов железнодорожного транспорта существенно выросла, при этом у компании высокие показатели износа основных фондов - 65%, сообщает СП. "А высокая степень износа основных фондов отрасли - это потеря технологической устойчивости железнодорожного транспорта и означает рост потребности в инвестициях в эту отрасль", - также отметила Голикова.

Изношенность парка грузовых вагонов РЖД к 2011 г. составила 58,9%, магистральных грузовых и маневровых локомотивов - 81%.