ФСТ критикует "четвертый антимонопольный пакет"

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) критикует ряд норм "четвертого антимонопольного пакета", считает, что они наделяют Федеральную антимонопольную службу (ФАС) дублирующими полномочиями. Об этом на заседании экспертного совета по антимонопольной, ценовой и тарифной политике комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству заявила замруководителя ФСТ Ольга Аллилуева.

"Мы выступаем категорически против дублирования полномочий ФАС за порядком ценообразования, за контролем и надзором - то, что сейчас осуществляем мы и в субъектах федерации осуществляют органы регулирования соответствующие. Мы выступаем против дублирования полномочий, поскольку возникают регуляторные риски для субъектов предпринимательской деятельности, когда различные органы госвласти будут выдавать различные предписания, налагать различные штрафы", - сказала она.

Она отметила, что не поддерживаются новеллы, касающиеся контроля деятельности естественных монополий. "И все, что касается естественных монополий, мы эти новации не поддерживаем, потому что они автоматически переносятся из 147-го закона (о естественных монополиях) сюда в отношении контроля. Мы считаем, что этим должны заниматься регуляторы, а не антимонопольная служба", - добавила она.

"Антимонопольная служба должна заниматься развитием конкуренции на конкурентных рынках и в конкурентных сферах", - сказала замруководителя ФСТ.

Представляя на заседании экспертного совета законопроект, руководитель ФАС Игорь Артемьев отметил, что с принятием законопроекта служба "из органа карающего непосредственно станет органом предупредительного контроля".

"Если сейчас около 2000 предупреждений мы выдали перед тем, как на кого-то напасть и оштрафовать, и это касалось действия только 10-й статьи (злоупотребление доминирующим положением), то сейчас распространяется на все наши статьи механизм предупреждения. То есть вместо того чтобы атаковать и сразу же возбуждать дело, мы посылаем бумажку, достаточно серьезную бумажку, в которой указываем на признаки правонарушений. Не касается это двух только позиций - монопольно высокая цена и попытка похитить товарный знак. Еще, конечно, не распространяется на картели, но это уже совсем отдельная статья, это Уголовный кодекс", - сказал он.

По его мнению, с введением института предупреждения сократится число антимонопольных дел. "Их будет в несколько раз меньше, чем налоговых дел, вы это увидите через год-два после вступления в силу этого пакета", - добавил глава службы.

Поправками предусматривается полностью упразднить реестр субъектов, занимающих долю на товарном рынке более 35%. "Кроме того, теперь нельзя будет признать доминирующими субъекты, которые имеют долю на рынке менее чем 35%. Это тоже снижает системные риски для бизнеса", - подчеркнул Артемьев.

При этом отметил, что при упразднении реестра может возникнуть одна проблема. "Сегодня, когда мы отменяем реестры, например, два маленьких предприятия одного профиля сольются без нашего контроля, создав локальные монополии в еще большей степени. Противодействовать мы этому не сможем, потому что мы об этом ничего не узнаем и не увидим. Но с другой стороны, штрафы сейчас за нарушения настолько большие, что если эти локальные монополии начнут хулиганить, то можно им выкатить такой штраф, чтобы принудить, заставить вести себя прилично. Для этого у нас есть территориальные органы", - отметил он.

По словам Артемьева, служба рассмотрит замечания ФСТ. "Разногласия будем, конечно, смотреть. Если что-то разумное будет, то все учтем. Просто здесь подходы разные. Здесь два органа правительства идут в разные стороны. Мы на юг, они на север", - подчеркнул он.