Россияне стали реже ходить в магазины, в выигрыше только дискаунтеры - Nielsen

Россияне стали реже ходить в магазины и экономить, в IV квартале 2014 г. на волне девальвации рубля потребительская уверенность в стране упала.

"Российский покупатель, которого условия заставляют экономить, старается дистанцироваться от соблазнов и реже ходит в магазины. Единственный формат торговли, где покупателей становится больше, - это дискаунтеры. Гипермаркеты, супермаркеты, открытые рынки в декабре продолжили недосчитываться своих клиентов, не говоря уже о традиционных продовольственных магазинах, которые не выдерживают конкуренции по цене с сетевой розницей", - сказала директор по работе с розничными сетями Nielsen в Северо-Восточной Европе Илона Лепп, процитированная в сообщении исследовательской компании.

"Удобство расположения, сервис и приятные впечатления от шопинга отходят на задний план как факторы выбора места совершения покупок. Важным остается ассортимент - привыкшие к продуктовому разнообразию россияне не хотят видеть пустых полок или однообразных товаров - и, конечно, уровень цен", - отметила она.

В IV квартале индекс потребительского доверия Nielsen снизился сразу на 8 пунктов до 79 пунктов, прервав рост на протяжении предыдущих трех кварталов. 60% респондентов в конце прошлого года ответили, что, по их мнению, национальная экономика находится в рецессии (против 42% в III квартале), каждый третий россиянин (34% опрошенных) считает, что страна не выйдет из кризиса в ближайший год.

По данным опроса Nielsen, 70% россиян стали тратить на сопоставимую корзину товаров в среднем на 19% больше, чем тремя месяцами ранее. Треть респондентов признались, что вынуждены покупать меньше товаров повседневного спроса, чем кварталом ранее, три четверти (78%) стали более экономными.

Для того чтобы сократить расходы, российские потребители планируют прежде всего экономить на развлечениях вне дома (50%), покупке одежды (49%) и коротких отпусках (46%). "Экономическая и политическая напряженность в России до начала ноября практически не отражалась на настроениях потребителей, но события на валютном рынке в конце года повергли их в шок и подорвали уверенность в собственном будущем", - сказал управляющий директор Nielsen в Восточной Европе Кириакос Кириаку, процитированный в сообщении.

"Рост цен, который будет продолжаться в первой половине 2015 г., приведет к дальнейшему снижению покупательной способности населения. Цена как ключевой мотив совершения покупки однозначно выйдет на первый план, потребители будут переключаться на дешевые бренды и отказываться от товаров не первой необходимости", - отметил он.