СП: Минтранс и РЖД сорвали реформу железных дорог

Компенсации необоснованны

За 2012-2013 гг. и первое полугодие 2014 г. Росжелдором компенсированы убытки РЖД, связанные с оказываемыми услугами "Аэроэкспресс", в сумме 1,5 млрд руб. Возмещение РЖД таких убытков за счет бюджетных средств представляется необоснованным, поскольку ООО использует в своей деятельности коммерческие тарифы и не включено в реестр субъектов естественных монополий, говорится в итогах проверки СП.

Министерство транспорта и ОАО "РЖД" фактически сорвали реформу железных дорог России, следует из результатов проверки, опубликованных сегодня на сайте Счетной палаты (СП). Контрольное ведомство проверило "обоснованность размеров потерь в доходах, возникающих в результате оказываемых ОАО "РЖД" услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, субсидируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Аудитор констатировал, что за период 2012-2013 гг. и в первом полугодии 2014 г. РЖД получила 58 млрд руб. федеральных субсидий на компенсацию потерь в пригородном пассажирском сообщении. По мнению аудитора Валерия Богомолова, работа Минтранса и РЖД по созданию пригородных пассажирских компаний (ППК) частично завершилась только в 2012 г. с опозданием на семь лет, но РЖД и регионы так и не разработали эффективных мер по сокращению убыточности пригородных пассажирских перевозок. По его словам, в 2012-2014 гг. 80% от общего объема расходов ППК приходится на оплату за пользование подвижным составом, его техническое обслуживание и ремонт, а также оплату услуг по управлению и эксплуатации, сублизинговые платежи по договорам с РЖД.

В 2013 г. 19 из 25 действующих ППК были убыточными, констатирует СП, совокупный убыток за 2013 г. составил 6,5 млрд руб. Наибольшие убытки имели ППК «Черноземье» и «Северная ППК» (по 1,3 млрд руб.), прибыль получили Центральная, Московско-Тверская и Северо-Западная ППК.

Наибольший рост тарифов на перевозки пассажиров в 2014 г. наблюдался в Республике Бурятии (293%), Республике Татарстан (225%), Пензенской области (167%), а также Амурской (150%) и Кировской (143%) областях. В 2012-2014 гг. отменено 894 поезда пригородного сообщения "в связи с неполной компенсацией регионами потерь перевозчиков в результате установления тарифов на перевозку пассажиров ниже экономически обоснованного уровня". Между тем, по словам Богомолова, в 2013 г. в пригородном сообщении было перевезено 969 млн человек, что на 27 млн человек больше, чем в 2012 г.

По мнению аудитора, двухуровневое регулирование тарифов в пассажирских перевозках железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении Федеральной службой по тарифам (ФСТ) России и регионами требует пересмотра. «Инфраструктура железнодорожного транспорта используется для всех видов перевозок, включающих грузовые, дальнего следования и пригородного сообщения, и, соответственно, все затраты на предоставление услуг инфраструктуры может объективно рассчитать только ФСТ России, а возможности перепроверить тарифную составляющую на инфраструктуру, аренду и ремонт подвижного состава у регионов отсутствуют», - пояснил аудитор.

Коллегия приняла решение направить представления в ОАО «РЖД», Росжелдор, ФСТ России, информационное письмо в правительство, Минтранс. Отчет направлен в Госдуму и Совет Федерации.