Завершено расследование дела топ-менеджеров судовладельца затонувшей платформы «Кольская»

undefined

Следственный комитет России сообщил о завершении расследования дела в отношении двоих высокопоставленных руководителей ОАО «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР), судовладельца буровой платформы «Кольская», которая затонула в Охотском море 18 декабря 2011 г. В результате погибли 53 человека, еще трое пострадали. Фигуранты дела - бывший и. о. заместителя гендиректора по безопасности мореплавания Борис Лихван и и. о. главного инженера компании Леонид Бордзиловский.

Следствие считает, что в критической ситуации они знали, что крен платформы увеличивается, предвидели, что ее затопление неизбежно, но "в целях экономии денежных средств" не приняли "никаких мер к организации спасательной операции", игнорировали рекомендации дежурного морского спасательного подцентра «Южно-Сахалинск» по организации своевременной подачи сигнала SOS, не организовали своевременный вылет вертолетов спасательных служб и иных организаций в район бедствия. Утром 18 декабря капитан "Кольской" подал сигнал SOS, вопреки запрету руководства, утверждает СКР. "К сожалению, он оказался сильно запоздавшим", - констатирует следствие.

Дело расследовали органы Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР по ч. 3 ст. 263 УК - "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта лицом, в силу занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц". Дело будет направлено в суд.

"Следует отметить, авария и ее последствия обусловлены не одним нарушением со стороны фигурантов дела правил и требований безопасности движения и эксплуатации судна, а их совокупностью, каждое из которых во взаимодействии с другими создавало реальную возможность наступления вредных последствий и являлось необходимым условием их наступления", - подчеркивает СКР.

Уголовное дело Бордзиловского и Лихвана насчитывает 28 томов. Следствие допросило около 200 свидетелей, провело более 60 судебных экспертиз. Также в рамках расследования проводилось "уникальное подводное обследование затонувшей буровой установки с применением глубоководного аппарата Triton на глубине более километра".

Буровая платформа "Кольская" затонула во время буксировки в порт Корсаков Сахалинской области. До этого она проводила буровые работы на Западном участке шельфа полуострова Камчатка на поисковой скважине "Первоочередная-1" по контракту между ОАО «АМНГР» и ООО «Газфлот». В буксировке платформы участвовали ледокол «Магадан» и транспортно-буксирное судно «Нефтегаз-55».

Буксировка началась 11 декабря 2011 г. При этом на платформе находились 67 человек. Как установило следствие, и. о. главного инженера Бордзиловский, "проигнорировав неоднократные требования начальника СПБУ о вывозе с «Кольской» не задействованных в буксировке 28 человек, устным распоряжением запретил организовывать вывоз персонала".

После первых пяти суток резко ухудшилась погода. Чтобы обогнать циклон, ответственный за буксировку самовольно решил увеличить скорость до 4,8 узла, при том что по требованиям безопасности она не могла превышать 3,2 узла. По данным СКР, он доложил об увеличении скорости Лихвану и Бордзиловскому, а те не дали указаний ее снизить до разрешенных пределов. "В результате превышения скорости буксировки наружная обшивка корпуса была деформирована, образовались трещины, через которые непрерывно стала поступать вода", сообщает СКР, и у судна образовался крен носовой части. Меры по спуску опорных колонн для улучшения устойчивости платформы и переводу ее в дрейф приняты не были. "Под воздействием шквалистого ветра, достигавшего 25 м/с, и волн высотой до 4-5 м на СПБУ сорвало обтекатель носовой опоры. В результате повреждения обшивки корпуса произошло затопление балластных цистерн и образование дифферента СПБУ. Герметичность водонепроницаемых закрытий на верхней палубе была нарушена. Поступление воды в машинное отделение в количестве, превышающем производительность осушительных насосов, привело к дальнейшему увеличению осадки и дифферента и последующему прогрессирующему затоплению неповрежденных отсеков буровой установки. Практически спустя сутки фигурантами дела было дано запоздалое указание опустить опорные колонны, однако ввиду образовавшегося дифферента (крена) опорные колонны не вышли", - сообщает СКР.