Экспортеры: Из-за пошлин в России останется 10 млн тонн «лишнего» зерна

"В этом сезоне из-за ограничений на экспорт переходящие остатки зерновых (нераспроданные зерновые старого сезона в новом сезоне) составят 18 млн т, тогда как для продовольственной безопасности страны достаточно 8 млн т", - заявил президент Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции Сергей Балан, выступая на форуме продовольственной безопасности в Ростове-на-Дону. С 1 февраля до 15 мая этого года в России действовала заградительная пошлина на экспорт пшеницы, а с 1 июля начнет действовать плавающая пошлина на экспорт пшеницы, напомнил Балан.

Цель пошлин - снизить стоимость зерновых на внутреннем рынке в интересах переработчиков сельхозпродукции и животноводов, но в реальности они могут привести к еще большему росту цен, считает Балан. "Экспортеры будут отказываться от крупных форвардных контрактов, которые заключаются за три-четыре месяца, так как на непредсказуемость курса доллара и мировых цен на зерновые накладываются действия российского правительства (по введению пошлин); экспортеры будут работать только по небольшим спотовым контрактам (1000 т сюда, 1000 т туда), а свои риски и потери будут перекладывать на сельхозпроизводителей, стараясь снизить закупочные цены; в результате привлекательность зерновых для крестьян снизится, они перейдут на другие культуры, и снижение производства обернется таким ростом цен, который переработчики сейчас и представить не могут", - рассказал Балан. При наличии пошлин остающиеся в России излишки зерна будут давить на цены вниз, добавил Балан.

Гендиректор "Астона" Вадим Викулов сказал, что при начале действия заградительной пошлины в феврале крестьяне потеряли по 4000 руб. на каждой тонне своей пшеницы.

Один из участников форума сказал, что с точки зрения защиты животноводства новая плавающая пошлина (50% от стоимости минимум 5500 руб. за тонну) бессмысленна, так как она не дает экспортировать дорогую пшеницу третьего-четвертого классов, тогда как животноводству нужны кормовые культуры.